Договор, сделка или сговор?
Почему нельзя считать пакт Молотова — Риббентропа ответом на соглашение в Мюнхене, подписанное в 1938 году, и как отразился этот документ на последующих событиях?
В 1919 году рухнула Австро-Венгерская империя.
И на её обломках возникло несколько новых государств. Так как границы проводили победители Первой мировой войны, а Вена оказалась в числе проигравших, то раздел проходил без учёта национальных особенностей многих территорий. В частности, в состав Чехословакии вошли земли Судетской области, на 90 % населённые немцами. Поначалу в Берлине это никого не тревожило. Тем более что судетские немцы тяготели к Австрии, а не к Германии. Но всё изменилось во второй половине 1930-х годов.
В сентябре 1938 года Адольф Гитлер неожиданно объявил себя защитником судетских немцев. По его словам, они оказались для чехов людьми второго сор та. И Третий рейх не намерен терпеть такое положение вещей.
В Праге риторика фюрера поначалу не вызвала паники. Ведь союзниками Чехословакии выступали Франция и Великобритания. А именно эти державы добились разгрома Германии в 1918 году. Но, к изумлению чешского правительства, Париж и Лондон отнеслись к перспективам немецкого вторжения в Судеты достаточно сдержанно. И тому было несколько причин.
В Первой мировой войне французы и англичане потеряли миллионы граждан (в разы больше, чем во Второй мировой). И политикам 1930-х годов казалось, что глобальный конфликт в 1914 году вспыхнул из-за неумения найти компромисс. Да и повод был ничтожным. Убийство австрийского эрцгерцога сербами в Сараеве. Неужели французские и английские солдаты снова должны проливать кровь из-за того, что в какой-то Чехии не хотят идти на диалог с Германией? А как же право наций на самоопределение?