«Имать по рецептам лекарства»
Логика любой власти во все времена исходит из того, что развитие какого-либо дела предполагает создание управляющего органа. Золотой век российской бюрократии, не закончившийся и поныне, начинается при первых Романовых; в медицине это ознаменовалось созданием в 1631 году Аптекарского приказа — прапрадедушки нынешнего Министерства здравоохранения.
Нововведение прижилось: французский наёмник на русской службе капитан Маржерет свидетельствовал: «Аптекарский приказ был придворным учреждением и обслуживал царскую семью и близкий к ней круг боярской знати. Ведущим медиком Аптекарского приказа был венгр Кристофер Рихтингер... Врачи Аптекарского приказа получали поместье с 30–40 крепостными крестьянами… Из дворца медикам ежемесячно отпускали натуральное обеспечение: четыре бочки мёда, четыре бочки пива, 60 возов дров, 150 рублей на свежие продукты». Сегодняшние доктора могут только мечтать о подобном содержании!
Развитию медицины способствовала забота о войске: Аптекарским приказом не случайно руководил тот же боярин, что и Стрелецким. Врачи для армейских нужд «воспроизводились» ремесленным способом — у каждого медика было несколько учеников. Позже, при Алексее Михайловиче, в середине XVII века при приказе создаётся Лекарская школа. Ученики после 5–6 лет обучения проходили практику в полку и становились самостоятельными лекарями. Кроме того,