Их было сорок семь
1 января 2014 года в России состоялась премьера американского фильма «47 ронинов». Зрители увидели увлекательную картину с великолепными актёрами, красочными костюмами и отлично сделанными боевыми сценами. Вряд ли многие, выходя из кинотеатра, сомневались в том, что это легенда. Между тем история эта, за исключением ряда деталей, чистая правда
Экспозиция
В 1600 году после длительного периода войн между отдельными княжествами верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, принцу Минамото, военачальнику и дипломату. Тремя годами позже он получил от императора титул сёгуна — военачальника, фактически управляющего страной. Внешний блеск власти императора — потомка богини солнца Аматэрасу — был восстановлен, но все рычаги реального управления были сосредоточены в руках Токугавы Иэясу и его потомков.
Клан Токугава контролировал Японию на протяжении более чем двух с половиной столетий. Это было время практически полной самоизоляции страны от внешнего мира, что способствовало формированию особого «японского духа». Он проявлялся в разном: в искусстве и поэзии, в религии и философии и, конечно же, в мировоззрении и кодексе поведения особого слоя — знаменитых самураев.
Если ранее, в период так называемого золотого века самураев (XII– XV века), эти профессиональные, как правило, потомственные воины владели землями, как и их европейские коллеги — рыцари, то в период Токугавы большинство из них оказались у князей «на жаловании », традиционно измеряемом и действительно выплачиваемом мешками риса. Кодекс самурайской чести — знаменитый бусидо — требовал от воинов беспрекословного подчинения господину, не рассуждающей отваги и презрения к нижестоящим — крестьянам и простым горожанам. Самурай, убивший простолюдина, проявившего по отношению к нему непочтительность, не только не наказывался, но заслуживал дополнительного уважения «товарищей по классу».
Вместе с тем, несмотря на возрастающую пышность церемоний, военнослужилое сословие приходило в упадок. Период гражданских войн закончился, князья-даймё головы не смели поднять без разрешения из столицы, отряды самураев в основном использовались для подавления крестьянских восстаний. Переизбыток профессиональных военных привёл к тому, что часть из них отложила меч и занялась благородными искусствами (поэзией, каллиграфией, составлением календарей), другие — о, ужас! — занялись ремёслами и торговлей, третьи же — как правило, помимо своей воли — оказались ронинами.
Ронин — фигура жалкая, вряд ли мы найдём ей точный аналог в русском языке, ибо нет его в русской истории. Это самурай, который ушёл от господина (что постыдно), либо тот, которого прогнал господин (что весьма постыдно), либо несчастный, который не смог уберечь господина от гибели (что совершенно невыносимо). Неприкаянные и голодные, они шатались по дорогам в поисках пропитания и часто сбивались в разбойничьи шайки; их были десятки — а то и сотни! — тысяч.