Собор Парижской Богоматери
15 апреля 2019 года мы с ужасом смотрели, как разгорается пламя на крыше великого собора, как падает шпиль, а чёрный дым заволакивает парижское небо. Нотр-Дам не сгорел, хоть и сильно пострадал.
Свято место
Остров Сите, между двумя рукавами Сены, считается колыбелью Парижа. Жили там древние галлы-паризии до римского завоевания, или же городок их располагался где-то поодаль, а на острове они только рыбачили, не так важно. А важно, что в 52 году до н. э. Юлий Цезарь одержал решающую победу над галльским вождём Верцингеториксом и основал город Лютецию. Победители и побеждённые зажили относительно мирно, и вскоре их цивилизацию прозвали галло-римской. Римский центр располагался на левом берегу реки, а Сите стал местом проживания и труда моряков и речников смешанного происхождения. Именно плаватели — «навты» и поставили на острове храм Юпитера.
Спокойствие кончилось в III веке, когда на римскую Галлию массово пошли воинственные варвары: германцы и гунны. Сите укрепился, и при каждом набеге там собиралось всё население Лютеции. Кстати, именно призывом в 451 году не бежать из Сите и держать оборону против страшного гуннского вождя Аттилы прославилась горожанка Женевьева, ставшая святой покровительницей Парижа. Наконец, когда империя затрещала по швам и по-живому, образовалось мощное германское королевство франков. В 508 году король Хлодвиг переносит свою столицу в Лютецию, которую всё чаще называют городом паризиев, то есть Парижем.
Приняв христианство, Хлодвиг и его наследники строят много церквей. Одну из них, посвящённую святому Стефану Первомученику, возвели в точности на месте разрушенного храма Юпитера. Базилика была по тем временам очень большая, рядом стоял баптистерий, и довольно скоро в храм переехала кафедра парижского епископа. Церковь стала собором. В IX–XI веках его расширяют и перестраивают, и к середине XII столетия мы уже видим довольно обширную постройку в романском стиле. Однако именно в это время жить в Европе становится лучше и веселее, население Парижа стремительно растёт. По праздникам кафедральный собор не может вместить всех верующих. Нужно строить новый. И новый принципиально.
Ввысь, к свету!
«Бог есть свет». Эта идея владеет умами богословов. К северу от Парижа аббат Сугерий, настоятель Сен-Дени, обители Святого Дионисия, строит большую, высокую церковь с огромными окнами. Для этого применяются новейшие технологии: стены уже не принимают на себя тяжесть свода, вся сила распределяется между стрельчатыми арками, собирающимися в пучок у подножия колонн, могучие контрфорсы выносятся далеко за пределы здания и с помощью подпружных арок держат устремлённую ввысь конструкцию.
Таким образом, можно пробивать окна любой величины, заполнять их радужными стёклами и славить Господа в полном воздуха и света райском саду. Художники Возрождения назовут такой стиль «готическим», то есть варварским, но пока его называют просто «новым» или «французским».
Именно в этом духе епископ Морис де Сюлли и предлагает построить новый собор на острове Сите. В марте — апреле 1163 года в Париж прибывает папа Александр III и торжественно кладёт первый камень. Король Людовик VII, присутствующий на церемонии, щедро одаривает строительство и при этом тихо мечтает о наследнике, для чего даёт обет посвятить всё своё королевство Деве Марии. Мысль понимается правильно, и новый храм становится собором Богоматери, оставив святому Стефану небольшой придел.
Стройка веков
Не пройдёт и двадцати лет, как на месте снесённого старого собора будет возведён и освящён главный алтарь. Строится вся восточная часть, и новый храм устремляется вверх и на запад. В последующее десятилетие главный неф достигнет своей нынешней длины и строители примутся за фасад. Обет Людовика VII возымел своё действие, Богоматерь даровала ему наследника, и собор теперь строит Филипп II Август. Но и его жизни не хватит, чтобы завершить великое дело. К смерти этого короля каменщики доводят фасад собора только до уровня знаменитой витражной розы.
Строителям приходится всё время возвращаться к другим частям здания: чтобы он был высоким и светлым, нужно находить новые решения, облегчать конструкции, придумывать целую систему контрфорсов и подпружных арок. Появляются боковые нефы и часовни. Наконец, в 1240-х годах, уже при внуке Августа Людовике Святом, достраивают обе башни западного фасада. Тогда же появляются и прекрасные, искусные перекрытия из выдержанного нормандского дуба, поверх которых настилается свинцовая крыша. Посмотрев на готовый в целом собор, приходят к выводу, что он очень красивый и не надо ничего добавлять, например, шпили на башнях — это лишнее.
Добавлять и перестраивать пришлось. В следующем веке заметили, что поперечина собора — трансепт — сделана по старинке, в романском стиле, а потому получилась относительно низкой и тёмной. Переделать! А вишенкой на готическом торте Нотр-Дам стало завершение восточной, заалтарной части. Расходящиеся веером подпружные арки, будто лапки великолепного белокаменного кузнечика, — один из любимых видов на собор. Что ж, на этом вроде бы всё. Но каждая последующая эпоха должна была что-то привнести и, как тогда казалось, улучшить главный храм Парижа.
Новые вкусы и пожелания
«И я хочу наследника!» — воскликнул, подобно своему давнему предку и тёзке, Людовик XIII и дал обет, что возведёт в соборе Богоматери грандиозный алтарь, если Дева Мария дарует им с Анной Австрийской долгожданного сына. Тот, будущий «король-солнце», родится в 1638 году, но счастливый отец не успеет исполнить обещание, так как умрёт через пять лет. Победив многолетние смуты, Людовик XIV вспомнит об обете и украсит алтарь статуей скорбящей Богоматери, а также двумя скульптурными портретами: отцовским и своим.