Долгоруковы
В дореволюционной России мало кто мог соперничать по знатности с князьями Долгоруковыми (или Долгорукими), которые вели свою родословную от самого Рюрика.
Долгоруковы — одна из многочисленных ветвей князей Оболенских, а основателем нового рода стал Иван Андреевич Оболенский. Известно о нём очень немного: жил князь примерно в середине XV века и отличался суровым нравом и мстительностью. Согласно легенде, он получил прозвище Долгорукий за способность сводить счёты со всеми своими врагами, где бы они ни прятались. К основателю Москвы Юрию Долгорукому, жившему за три века до этого, фамилия отношения не имеет.
Сын Ивана Андреевича Владимир имел семерых сыновей, четверо из которых основали самостоятельные ветви рода. Члены семейства играли важную роль в государственных делах почти на всём протяжении российской истории вплоть до революции 1917 года. Среди Долгоруковых было немало бояр. Один из них, Яков Фёдорович, заслужил особое расположение царевича Петра Алексеевича, когда встал на его сторону во время Стрелецкого бунта 1682 года. Позднее, уже во время Северной войны со шведами, Долгоруков попал в плен. Ему удалось сбежать, но произошло это лишь спустя десять лет неволи. После возвращения в Россию он стал особо ценным советником царя, поскольку успел неплохо изучить государственное устройство и порядки Швеции.
Племянник петровского приближённого Василий Лукич Долгоруков пошёл по дипломатической стезе, был российским посланником в Польше, Франции и Швеции. Подвела его жажда власти и участие в дворцовых интригах: князь был одним из видных деятелей Верховного тайного совета, посадившего на трон Анну Иоанновну. Эта история хорошо известна: «верховники» рассчитывали ограничить полномочия императрицы, де-факто взяв управление страной в свои руки, но потерпели неудачу. Долгорукого сначала заточили в Соловецкий монастырь, а спустя