«Чёрный бор»
Калита вёл многолетнюю борьбу с Новгородской республикой и «выжимал» из неё всё, что было возможно. Один из самых спорных налогов назывался «чёрным бором».
Из рук в руки
Новгородское княжение стало настоящим «беспокойным хозяйством» — так часто оно переходило из рук в руки между потомками Невского. Сам Александр Ярославич четырежды становился князем Новгородским, несколько раз престол доставался его старшему сыну Василию. Также неоднократно в Новгороде княжили следующие по старшинству сыновья Дмитрий и Андрей и их дяди. Родственники шли походами друг на друга, новгородцы изгоняли одних и призывали других. В 1296 году они остановили свой выбор на младшем сыне Невского Данииле Московском, видимо, признавая его возросшее к тому времени влияние. Даниил приглашение принял, но сам в город не поехал, а отправил своего сына Ивана, будущего Калиту. Мальчик (ему, по разным оценкам, было от 8 до 12 лет) «правил» всего два года (его имя даже не попало в летописный список новгородских князей). Однако, получив великокняжеский ярлык, Калита стал и князем Новгородским — пусть и на расстоянии.
На особом положении
Тут надо сказать о том, в каком положении была Новгородская республика во время господства Орды. Тогда часть русских земель подверглась разорению, и большинство князей вынуждены были признать власть ханов. Но во-первых, Новгород не был ни завоёван, ни разрушен. Волок Ламский, Бежецк, Торжок и некоторые другие новгородские земли пережили разграбление, но не сам Новгород.
Во-вторых, со времён Александра Невского новгородцы признавали своё подчинение великому князю Владимирскому, что позволяло им не конфликтовать с Ордой. Уже с XIII века сюзеренитет был чисто номинальным, но владимирские князья направляли в Новгород своих наместников.
В-третьих, новгородцы сохранили собственную фискальную систему, а также возможность принимать коллегиальные решения, в том числе по внешнеполитическим вопросам.