Господин хороший: 10 главных ошибок мягкого руководителя
Каждый, кто хоть раз в жизни сталкивался с авторитарным и жестким руководителем, наверняка обещал себе: если судьба даст возможность стать начальником, никогда не буду так себя вести. Бизнес-тренер и директор Центра толерантности Еврейского музея Анна Макарчук объясняет, почему чрезмерная мягкость тоже может оказаться не лучшим выбором
Когда речь идет о предпочтениях сотрудников относительно стиля руководства, существует распространенная ложная дихотомия между «жесткими» и «мягкими» начальниками. Эта упрощенная классификация не отражает сложную природу лидерства и реальных ожиданий работников от руководителей. Примерно так же термин «хороший человек» не отражает ни объективного содержания, ни качеств.
Сотрудники действительно хотят видеть в начальниках целый ряд качеств, которые способствуют созданию благоприятной рабочей среды и стимулируют продуктивность. Данные McKinsey выводят на первый план эмоциональный интеллект, обратную связь и похвалу, создание психологически безопасной среды. Google, выделяя 10 ключевых качеств хороших руководителей, добавляет умение наставлять, предоставление автономии и создание инклюзивной команды. Но слов «мягкий» и даже «хороший» в перечне нет.
Понятие «демократичный стиль управления» часто понимается как нечто противоположное «жесткому» руководству. Однако на практике он включает в себя сочетание твердости и гибкости. Это означает, что эффективный руководитель умеет принимать решения, учитывая мнение команды, но при этом сохраняет способность контролировать, фиксировать и брать на себя ответственность.
Почему люди выбирают мягкость
Каждый, кто хоть раз в жизни сталкивался с авторитарным и жестким руководителем, наверняка обещал себе: если судьба даст возможность стать начальником, я никогда не буду таким жестоким, грубым и бесчеловечным. Суровые руководители часто воспринимаются подчиненными как абсолютное зло: «люди для нее — это винтики в механизме», «он ради результата пойдет по головам». В таких условиях возникает естественное желание управлять по-другому, по-человечески и мягко.
Даже если у человека нет личного опыта работы с жестким руководителем, он может сознательно выбрать более мягкий управленческий стиль. С одной стороны, это вполне естественное желание следовать гуманистическим ценностям, с другой — привлекательно с точки зрения ряда объективных параметров.
Но при этом, несмотря на самые лучшие побуждения, руководитель, избравший мягкий стиль управления, часто оказывается за гранью профессионального выгорания, теряет уважение подчиненных, а те в свою очередь остаются разочарованными, демотивированными, пере- или не загруженными и мечтают сменить либо работу, либо руководителя. Причина в том, что грань между мягким руководством и отказом от выполнения своих прямых управленческих обязанностей очень тонка.
Бывает ли мягкое руководство эффективным
Эффективные управленческие стили, относящиеся к категории «мягких», действительно считаются одними из самых сложных для реализации, зато и одними из самых результативных. Они требуют от руководителя высокой степени саморефлексии и развитых управленческих навыков.
Демократическое лидерство
Оно описано в модели Курта Левина еще в 1939 году. При демократическом стиле лидер активно привлекает сотрудников к процессу принятия решений, учитывает их мнение, но сохраняет за собой ответственность за управленческие решения. Этот подход способствует повышению вовлеченности и мотивации сотрудников.
Партисипативное лидерство
В теории американского социолога Ренсиса Лайкерта близким к демократическому считается партисипативный (participative) стиль. Этот подход основан на полном взаимном доверии между сотрудниками и руководителем, что способствует созданию неформальных отношений и высокому уровню вовлеченности сотрудников. В таких условиях преобладает система поощрения, а не наказания, что способствует улучшению рабочей атмосферы и повышению производительности.
Китайские эксперты по управлению человеческими ресурсами в обзоре на партисипативный стиль руководства 2022 года пишут, что такое лидерство в целом приносит пользу психологическому благополучию сотрудников, повышает их лояльность к компании и уровень доверия к руководителям. По сравнению с директивным лидерством партисипативное лидерство улучшает креативность, но снижает эффективность.