Блокадный огород
В летопись подвига блокадного Ленинграда навсегда вписаны страницы истории сохранения эрмитажных коллекций. Наперекор невозможности выживания музей и люди жили и работали, проявляя удивительную волю к жизни и невероятное мужество.
Оставшиеся в осаждённом Ленинграде сотрудники музея были вынуждены работать под артобстрелом, в тяжелейших условиях блокады, будучи физически истощёнными, находясь в неотапливаемых помещениях в жестоких условиях зимы 1941–1942 годов. Уже в январе 42-го в «Ленинградской правде» выходит статья об индивидуальном огородничестве в городской черте. Ленинград искал возможности выжить и обеспечивать себя продовольствием.
Наконец наступила долгожданная весна 1942 года, когда измученное голодом население стало собирать для употребления в пищу листья одуванчика, крапивы, лебеды и других дикорастущих трав. В блокадном городе выпускали специальные брошюры о лечебных травах, а также рекомендации по выращиванию огородных культур. Руководство города обратилось к ленинградцам с призывом обеспечить себя собственными овощами. Их выращивание приравнивалось к производству вооружения и было названо «большим государственным делом». Под огороды было решено отвести пустующие земли, сады, парки, скверы. Сотрудники Ботанического сада выращивали рассаду для раздачи жителям города. Сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института растениеводства организовали снабжение граждан семенным и посадочным материалом. Умирая от голода и истощения, они совершили настоящий подвиг, сохранив неприкосновенным семенной фонд — тонны семян пшеницы, ячменя, риса, бобовых культур, картофеля, овощей, орехов, каждое из которых было на вес жизни.
В блокадном городе появились плакаты с призывом: «Каждый ленинградец должен вырастить свой огород!» Где только можно, в Ленинграде появлялись «подсобные хозяйства».