5 историй об обходе санкций: западные компьютеры в СССР
С началом Холодной войны СССР и его союзники в Восточной Европе и Азии попали под торговые санкции. США, Великобритания и еще 15 стран от Дании до Японии договорились не поставлять им современных вооружений, стратегического сырья и новейших технологий, включая электронную вычислительную технику. В 1949 году в Париже заработал Координационный комитет по экспортному контролю, который должен был следить за соблюдением ограничений и присматривать за частными компаниями, которые в поисках новых рынков были не прочь их проигнорировать. Он, кстати, просуществовал аж до апреля 1994-го.
Поначалу в СССР этого почти не заметили, во всяком случае запрет на импорт компьютеров никого не взволновал. Но по мере того как отставание советской электронной промышленности нарастало, ограничения КоКом оказались серьезной проблемой. Время от времени западные вычислительные машины через границу все-таки просачивались. Похищать образцы агентам КГБ или ГРУ обычно не приходилось — производители были заинтересованы в продаже и вместе с покупателями искали лазейки в железном занавесе.
Обычно поставки санкционной электроники проходили через «неприсоединившиеся» страны, например, Индию или Египет. О работе на грани и прямых нарушениях запретов, допущенных производителями компьютеров, писали в отчетах ЦРУ, делали доклады в Конгрессе и Сенате США. Впрочем, контракты и контакты с Советским Союзом, прямые или через тайных посредников, обещали огромную прибыль: крупные компании временами могли подключать и собственных лоббистов. И все же иногда поставки в обход санкций приводили к серьезным скандалам, громким отставкам и даже обвинениям для бизнесменов-контрабандистов.
Мы собрали пять историй об американских и британских компьютерах в СССР: где они стояли, какие задачи выполняли, каким модификациям подвергались. Есть в них кое-что и о том, какими путями они пересекали границу. Большинство историй из первых рук — нам их рассказывали те, кто с этими машинами работал. Мы постарались передать их максимально близко к тому, что слышали сами.
IBM System/360 — прообраз всех будущих клонов
«Две "айбиэмихи"» — настоящие, оригинальные — имелись в Научно-исследовательском центре электронной вычислительной техники. Стояли они в главном здании на Варшавском шоссе в Москве: по традиции, днем на них работать могли только москвичи, остальных, командированных из других городов к машинам допускали только ночью», — вспоминает Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования матмеха СПбГУ.
В начале 1970-х недавний выпускник Ленинградского университета Андрей Терехов занимался реализацией языка Алгол 68. Идею в Лабораторию системного программирования принес его научный руководитель, знаменитый математик Григорий Цейтин, отрекомендовав новую версию Алгола как самый сложный язык в мире.
Молодую и дерзкую группу его слова не испугали — скорее, наоборот. Позже выяснилось, работали они над транслятором для советского клона машины IBM System/360, производство которой тогда только начинали осваивать.
Работать на оригинальных IBM System/360 в Москву из Ленинграда в основном ездили самые молодые сотрудники: командировки длились по несколько недель, а существовать в них приходилось в ночном режиме:
«Мы жили в гостинице НИЦЭВТ, в которой останавливались также иностранцы — чехи, венгры, немцы. Горничные были абсолютно уверены, что мы бандиты, потому что ночью отсутствуем, а днем спим, повесив на дверь табличку "не беспокоить". Потом познакомились, как-то объяснились, но поначалу они смотрели на нас с ужасом. Что за люди, которые каждый вечер куда-то уходят?»
Работа ночью имела свои преимущества, обеспечивая свободу. Например, днем никто бы не разрешил приезжим подключить к американской машине американское же печатающее устройство. Они должны были пользоваться отечественным аналогом, который редко бывал в исправном состоянии. Ночью машинный зал оказывался в распоряжении ленинградцев. Закончив с первым в СССР транслятором Алгола 68, та же группа сделала еще и первый транслятор с языка Ада, официального стандарта Министерства обороны США.