Девушка с лотом
«A вы знаете, что я ваша коллега? — спрашивает тягучим низким голосом Ирина Столярова, приглашая в гостиную квартиры рядом с Холланд-парком. — Я в молодости работала в редакции газеты «Советский спорт», в отделе писем. Правда, работой это назвать сложно: сидели часами, пили крепкий-крепкий чай и курили сигареты. И шутили, конечно».
Нет, я не знаю. Про Столярову, уже двадцать лет живущую в Лондоне, у нас в Москве вообще мало кто знает. Как и про ее коллекцию русского абстрактного искусства, которую она собрала за последние пять лет. А вот в Лондоне, где она живет уже пятнадцать с лишним лет («Муж давным-давно уехал по работе в Швейцарию, потом — в Лондон, потом родилась дочка, так мы с ней тут и остались»), ее имя на слуху в среде собирателей живописи. Столярова активно участвует в аукционах, переписывается с художниками, ходит на рауты и вернисажи.
«Композиция с тарой, иконой и красной лилией», Евгений Рухин, холст, коллаж, масло, 1975
Этой весной она наконец решилась выпустить каталог коллекции, создать сайт на русском и английском языках и отправить свои картины на выставку Владимира Немухина и Лидии Мастерковой, которая открылась в апреле в Московском музее современного искусства.
В ее собрании — русские авангардисты-шестидесятники, нонконформисты, представители парижской школы — от первой до третьей волны эмиграции. «Есть инвестиционные коллекции, есть коллекции престижные, которые подтверждают статус владельца. У Ирины же коллекция соответствует характеру, тому, какая она есть. Это важно, потому что индивидуальных коллекций немного, — говорит искусствовед, куратор Русского музея Александр Боровский. — Она тщательно выбирает каждую вещь, именно по себе, по принципу «сможет ли картина жить в доме».
На двух этажах квартиры картины, наряду с книжными полками, и правда составляют главное убранство. В спальне — работы основателя Лианозовской школы Оскара Рабина и Лидии Мастерковой, в столовой — Николай Вечтомов и Борис Свешников, в гостиной — Семен Файбисович, а в кабинете — Андре Ланской, Жюль Паскин и ее любимый Пьер Дмитриенко.
London 3, Оскар Рабин, холст, масло, 1962
Тем у коллекции Столяровой две, обе посвящены абстрактной живописи. Она собирает художников Парижской школы — так называют в том числе наследников русского авангарда, осевших во Франции и выдавших в 1950-е мощную волну абстрактных работ. Но главное ее увлечение — московские нонконформисты 1960–1970-х: лианозовцы, кинетисты, концептуалисты. В свое время их активно вывозили за железный занавес иностранцы, дипломаты и фирмачи. По европейским коллекциям их и собирает сейчас Ирина.