Инвентаризация красоты: что такое эстетический интеллект и зачем он нужен в бизнесе
Издательство «МИФ» выпустило книгу «Эстетический интеллект: как развить его и использовать в бизнесе и в жизни», которую написала Полин Браун, 25 лет возглавлявшая североамериканское подразделение компании LVMH. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с Браун о том, что такое эстетический интеллект и зачем он нужен в бизнесе, как воспитывать свой вкус.
Полин Браун — бывший председатель совета директоров североамериканского подразделения LVMH (Moet Hennessy Louis Vuitton) — французской транснациональной компании, которая производит предметы роскоши и товары категории люкс. В портфель LVMH входят такие бренды, как Christian Dior, Louis Vuitton, Tiffany & Co., Bulgari, Loewe, Loro Piana и другие. Полин Браун занимала эту позицию в течение 25 лет. В 2016 и 2017 году Браун вела в Гарвардской школе бизнеса курс «Бизнес и эстетика». С 2016 года она также создает еженедельное ток-шоу на SiriusXM под названием Tastemakers, в рамках которого берет интервью у предпринимателей и лидеров мнений в творческой индустрии. Сейчас Браун — профессор маркетинга и один из директоров школы бизнеса в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 2022 году Полин написала книгу «Эстетический интеллект: как развить его и использовать в бизнесе и в жизни», которая затем была переведена на русский язык. В книге Браун рассказывает о том, эстетический интеллект влияет на возврат инвестиций и какую роль дизайн имеет в бизнесе и делится опытом работы с разными брендами и лидерами мнений в модной индустрии.
— Что такое эстетический интеллект?
— Я изучала английский язык в бакалавриате и во время учебы всегда думала о том, как важно правильно выбирать слова и формулировать свои идеи. И на этом этапе я часто задумывалась о том, что существует концепция, которая намного шире и больше, чем слово красота. Я анализировала термин эстетика, который происходит от греческого слова esteticos, означающего восприятие чувств. Это вовсе не о внешней красоте или визуальном дизайне. Эстетика часто визуально элегантна, но далеко не всегда красива. Этот термин относится в первую очередь именно к получателю и его восприятию, и тогда, в бакалавриате, я поняла, что это крайне важно для меня. Не существует универсальной формы эстетики, она ощущается и воспринимается каждым по-своему. Я начала разбираться в том, как различные продукты заставляют людей испытывать чувства и эмоции. Это ведь не только про внешний вид или пространство. Эстетика активизирует все чувства людей. На человека при выборе товара влияют звуки, освещение, тактильные ощущения материала. Все элементы объединяются вместе, чтобы создать эстетическое впечатление.
В итоге я пришла к идее, что существует эстетический интеллект, который не связан с высоким IQ и не требует, чтобы человек непременно был очень творческим или артистичным. Это безусловно помогает, особенно тем, кто создает товары, но на самом деле эстетический интеллект — это способность различать продукты, замечать детали, действительно понимать, что выглядит и ощущается предмет. И другая важная часть эстетического интеллекта — способность донести свое видение и реализовать его. Если говорить простым языком, то эстетический интеллект — это наличие вкуса.
— Для меня понятия эстетического интеллекта связано с русским термином, который часто используют в моде, — насмотренность. Чем больше человек видел в своей жизни, тем шире и лучше развит его вкус. Как вы считаете, как можно сформировать вкус и наработать эстетический интеллект?
— Мне очень нравится, что вы упомянули этот русский термин, аналога которому в английском языке нет. Когда я начала преподавать в университете, столкнулась с тем, что студенты, изучающие бизнес, понимают в теории, что такое ценность продукта, но не понимают, как с ней работать и как ее создавать. Многие люди выбирают роль наблюдателей концепции, но не пытаются сгенерировать ценность. Я начала анализировать в первую очередь себя и затем студентов, пытаясь понять, как у нас вырабатывается вкус и как мы используем его в бизнесе. И я сформулировала четыре компонента, которые важны для развития эстетического интеллекта. Они работают только в совокупности, важно проработать все четыре пласта эстетического интеллекта.
Первый я называю настройкой или осознанием. На мой взгляд, это наиболее близкое понятие к вашему термину насмотренность. Настройка — это повышенная эстетическая чувствительность, бдительность, позволяющая вам воспринимать и анализировать продукты, пространства и явления. Этот компонент позволяет почувствовать, но не помогает реализовать ваше видение. Так вы начинаете формировать хороший вкус, но при этом вы не способны им поделиться, использовать его для реализации ваших бизнес-задач.
Второй компонент я называют интерпретацией и способностью различать. Допустим, вы умеете чувствовать продукт или пространство, реагировать на сигналы, но можете ли вы их анализировать и интерпретировать? Когда вы видите товар, который вызывает у вас эмоции, нужно разобраться, что именно вам нравится, а что вы могли бы улучшить. Как трансформируется ваше восприятие продукта, если вы поменяете музыку или свет в пространстве? Например, когда кинокритики или гастрономические обозреватели пишут свои рецензии, они не могут просто сказать, что фильм или ресторан им понравился. Они разбирают продукт на компоненты и анализируют, как именно он влияет на потребителя.
Третий компонент — кураторство. Этот процесс начинается с мудборда. Вы формируете собственную палитру вкуса. Мудборд — это по сути доска, на которую вы прикрепляете различные изображения товаров, пространств, людей, явлений, вызывающих у вас эмоции. Эти картинки кажутся вам привлекательными и захватывающими, они заставляют вас чувствовать. Но когда вы крепите все эти изображения на доску, вы начинаете думать о том, что их объединяет. Как они смотрятся вместе? Объединяются ли они в хорошее повествование и складываются в единый пазл, или это лишь набор красивых картинок? Так вы начинаете не только анализировать свой вкус и предпочтения, но учитесь курировать свой эмоциональный интеллект, чтобы ваши представления о прекрасном складывались в единый нарратив.