Эластичный алкоголь: как российские потребители реагируют на налоговую политику
В России многие считают, что повышение акцизов и последующее подорожание водки приведет к тому, что население не станет меньше пить, а переключится на самогон или начнет экономить на других товарах. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына считает, что это не так. Проведенное ею вместе с соавторами исследование показало, что, как и жители других стран, россияне при повышении цены алкоголя сокращают его потребление.
Россия традиционно входит в число стран с опасно высоким потреблением алкоголя. В начале 1990-х годов вслед за резким ростом подушевого потребления водки в стране последовало еще более значительное увеличение потребления пива. К 1995 году официальные продажи алкоголя в пересчете на чистый спирт достигли 12,3 л на душу взрослого населения и устойчиво держались на уровне 10-11 л в год в последующие 10 лет.
Начиная с середины 2000-х правительство стало предпринимать комплексные меры антиалкогольной политики, тогда же подушевое потребление алкоголя начало стабильно сокращаться вплоть до 7,2 л чистого спирта в расчете на одного взрослого жителя в 2017 году. Такой результат позволил специалистам Всемирной организации здравоохранения оценить российскую алкогольную политику как success story.
Однако начиная с 2018 года мы снова наблюдаем постепенный рост продаж как водки, так и пива, и чистого алкоголя. в расчете на душу населения. Чем обусловлена такая динамика?