«Выиграет банк, который первым предложит состоятельным клиентам уникальные решения»
Изменение макроэкономической ситуации и турбулентность на фондовом рынке оказали сильное влияние на работу всей банковской системы. О том, как ПСБ Private Banking готовилcя к новым рыночным условиям, как изменились продуктовые и инвестиционные предпочтения состоятельных клиентов и их семей, о дальнейшем развитии российской индустрии Private Banking и новой стратегии банка по работе с состоятельными клиентами на ближайшие несколько лет в интервью «Деньгам» рассказал директор департамента частного капитала ПСБ Евгений Сафонов.
— С какими вызовами пришлось столкнуться ПСБ Private Banking в первом полугодии?
— Текущая ситуация, конечно, уникальна, и такого беспрецедентного давления, которое оказывается на российскую экономику сейчас, никогда ранее не было. Но мы готовились к возможным негативным сценариям задолго до февральских событий, поэтому в максимально короткие сроки ПСБ Private Banking перестроил свою работу, сохранив бесперебойное обслуживание клиентов.
Доля валютных инструментов на российском рынке Private Banking составляла примерно 65–70% инвестиционного портфеля, а ПСБ еще в 2018 году сделал акцент на рублевые инструменты, поэтому совокупный портфель наших состоятельных клиентов в начале текущего года только на 20% состоял из валюты. Таким образом, валютные риски для наших клиентов были минимизированы. Сейчас на долю валютных активов приходится менее 10%.
Кроме того, в конце февраля — начале марта мы не ограничивали выдачу иностранной валюты. Также в условиях повышенного интереса к наиболее консервативным инструментам сбережения предложили клиентам привлекательные ставки по рублевым вкладам. По итогам второго квартала объем привлеченных средств на депозиты увеличился на четверть.
Параллельно мы искали ниши, где могли бы создать дополнительные возможности для сохранения и приумножения средств наших клиентов: разрабатывали различные нестандартные финансовые решения по управлению частным капиталом и структурированию активов. Надо сказать, что вызовов в управлении крупным частным капиталом встречается немало, поэтому, даже в условиях меняющейся макроэкономической ситуации, мы давно умеем оперативно и эффективно на них реагировать. Все это помогает нам сохранять доверие клиентов.
— А рост депозитного портфеля произошел за счет действующих или новых клиентов?
— Рост портфеля депозитов обеспечили как текущие, так и новые клиенты. Особенность российского Private Banking состоит в том, что состоятельные клиенты на протяжении долгого времени остаются верными однажды выбранным банкам, в то же время они наиболее чувствительны к любым рисковым событиям и многие их предвидят заранее. Не секрет, что клиенты Private Banking в среднем пользуются услугами двух-трех банков, поэтому в условиях стремительно меняющегося рынка они стали активнее присматриваться к выгодным предложениям других игроков.
— Сейчас заканчивается срок действия депозитов, открытых по максимальным ставкам. Куда клиенты вкладывают свои средства?
— На фоне устойчивого цикла снижения ключевой ставки интерес состоятельных клиентов к депозитам будет постепенно ослабевать. То, куда клиент вкладывает капитал, зависит от его интересов и потребностей. Кто-то предпочитает вкладывать средства в недвижимость, а те, кого больше привлекают инвестиции, самостоятельно или основываясь на мнении советника начинают снова обращать внимание на инвестиционные инструменты с хорошей доходностью и минимальным уровнем риска. Мы видим рост спроса на золото как защитный актив. Но нужно понимать, что золото — это не спекулятивная, а долгосрочная история, если рассматривать его в качестве диверсификации вложений. В начале весны мы предложили инвестиции в золотые слитки в офисах ПСБ Private Banking в Москве, а с мая и у состоятельных клиентов банка в Санкт-Петербурге, Омске и Нижнем Новгороде появилась возможность приобретать золото в слитках. С середины марта мы реализовали более 2,5 тонны благородного металла.