Властелин пива и кетчупа
Как сделал состояние самый богатый бразильский швейцарец
Вы когда-нибудь покупали кетчуп Heinz? Пили пиво Bud, «Клинское», Stella Artois, Spaten, Velkopopovicky Kozel, Hoegaarden? Ели гамбургеры и картофель фри в ресторанах Burger King? Если хоть на один из этих вопросов вы ответили «да», значит, в том, что состояние Жорже Паулу Леманна превышает $21 млрд, есть и ваша заслуга.
Какао с молоком
Жорже Паулу Леманн родился 26 августа 1939 года в Рио-де-Жанейро. Его отец, Пауль Леманн, был иммигрантом из Швейцарии, переселившимся в Бразилию в 1920-е годы, основателем компании молочных продуктов Leco (в настоящее время этот бренд принадлежит мексиканской Grupo Lala — одной из крупнейших молочных компаний в мире). Мать, Анна Иветта Трюбнер, тоже имела швейцарские корни, но ее предки приехали в Бразилию намного раньше, чем ее муж. Семья Трюбнер владела компанией Truebner&Co., занимавшейся экспортом какао-бобов из штата Баия. На масштабы бизнеса указывает тот факт, что брат Анны Иветты Луис Харольд Трюбнер был членом совета директоров Нью-Йоркской биржи какао.
Жорже Паулу был поздним ребенком. Он родился, когда его отцу было 49 лет, а матери — 31. Мальчика отдали в элитную частную школу — Escola Americana do Rio de Janeiro (Американская школа Рио-де-Жанейро). В ней учились дети разных национальностей, не было традиционного для многих бразильских школ религиозного уклона.
Сначала он учился неплохо, но к старшим классам успеваемость ухудшилась. Возможно, на это повлияла смерть отца: Пауля Леманна сбил автобус, когда Жорже было 14 лет.
В свободное от школы время Жорже занимался серфингом и играл в большой теннис.
Слишком Северная Америка
После окончания Американской школы Рио-де-Жанейро он отправился в США, поступил в Гарвардский университет. После жаркого Рио холодный Бостон ему не понравился. Спортивные успехи Леманна в Гарварде оценили, а вот постоянные прогулы лекций университетскому начальству не нравились.
В день окончания занятий на первом курсе Леманн устроил фейерверк в университетском дворе. Однокурсники это оценили, начальство — нет. Его маме прислали письмо, в котором рекомендовали Жорже взять академический отпуск на год и вернуться в Гарвард, когда немного повзрослеет.
Мать очень хотела, чтобы Жорже получил диплом престижного американского университета. Поскольку в письме из Гарварда содержалась только рекомендация, а не запрет, после каникул Леманн вернулся в Бостон. Он решил, что должен закончить учебу, которая ему не нравилась, как можно быстрее. Он разработал следующую систему. Прежде чем записаться на курс к тому или иному профессору, Леманн обсуждал этот курс с теми студентами, которые уже его прошли, и другими профессорами. Узнав, что вопросы на экзаменах часто повторяются из года в год, он брал в библиотеке материалы экзаменов прошлых лет и изучал их. В результате на лекции он приходил, представляя, о чем на них будет идти речь. Из хронически неуспевающего студента он превратился в одного из лучших. Если другие студенты обычно сдавали каждый семестр четыре предмета, он — шесть или семь. Ударный темп учебы позволил Леманну закончить обучение на год раньше срока. Ему не терпелось поскорее заняться делом, а не учебой.
Много лет спустя выпускник 1961 года Жорже Паулу Леманн вернулся в Гарвард, чтобы пожертвовать университету крупную сумму — на увеличение числа курсов для студентов, интересующихся предпринимательством.
Первый сет комом
Вернувшись домой, в Рио, с дипломом Гарварда Леманн попробовал работать в журналистике. Не понравилось. Затем отправился на родину предков, в Швейцарию, стажироваться в отделении инвестиционного банка Credit Suisse в Женеве. Проработал там недолго: ему не понравилась царящая в банке бюрократическая атмосфера, у него не было чувства сопричастности общему делу.
Он попробовал добиться успеха в теннисе (поскольку у Жорже было двойное гражданство, бразильское и швейцарское, в справочниках по теннисной статистике он иногда записан как швейцарец, но чаще как бразилец). Во всех официальных биографиях Леманна упоминается его участие в двух турнирах Большого шлема — Уимблдоне и Открытом чемпионате Франции (Ролан Гарросе). На Уимблдоне в основной сетке турнира в одиночном разряде участвуют 128 теннисистов. Проиграв в первом же круге, Леманн выбыл из турнира. На Ролан Гарросе произошло то же самое. В Швейцарии, видимо, он чувствовал себя увереннее, на турнирах в Гштаде и Лугано ему удалось пройти во второй круг. За всю теннисную карьеру Леманн выиграл 71 матч и проиграл 89. Последний крупный турнир, на котором он выступал,— чемпионат ветеранов в Калифорнии в 1988 году.
Вернувшись в Бразилию, имея небольшой опыт работы в инвестиционном банкинге, Леманн устроился в компанию с безликим названием Invesco (даже не зная португальского, можно догадаться, что это сокращение от «инвестиционная» и «компания»). Небольшой пакет акций Invesco, который приобрел Леманн, возможно, давал ему чувство сопричастности, которого не было в Credit Suisse. Увы, эта первая его инвестиция оказалась неудачной. Invesco обанкротилась.
От каждого — по способностям, каждому — по заслугам
В 1971 году Жорже Паулу Леманн вместе с бывшим судьей апелляционного суда и бывшим депутатом парламента Адольфо де Кампело Жентилом основал инвестиционный банк — Banco de Investimentos Garantia.
В это время у власти в Бразилии находился президент Эмилиу Гаррастазу Медиси. На время его правления пришелся пик военной диктатуры (цензура прессы, пытки и тайные убийства политических противников, смертные приговоры за антиправительственную деятельность) и экономический подъем. С 1968 по 1974 год темпы роста экономики составляли в среднем 11,1% в год (в промышленном секторе — 13,1% в год).