Цветок забвения
Забвение — непременное условие памяти.
Альфред Жарри
Герой нашего очерка высок и строен. Он крепок стеблем и увенчан роскошным соцветием. Одиночные растения похожи на храбрых воинов в шлемах с плюмажем, а густые заросли напоминают стену средневекового замка с зубцами. Встретиться с ним не составит труда, ведь в выборе места он непритязателен. Поэтому неудивительно, что в Ботаническом словаре Николая Ивановича Анненкова (1878 год) отмечено более 70 его народных названий! Мы же знаем это растение под именем иван-чай.
Иван-чай узколистный (Chamaenrion angustifolium) — многолетнее травянистое растение из семейства Кипрейные (Onagraceae). В земле располагается толстое, ползучее корневище, которое способствует быстрому вегетативному размножению. Стебли прочные, высотой до двух метров, густо облиственные. Листья очерёдные, сидячие, линейно-ланцетные.
Цветки крупные, диаметром 2—3 см, собраны в редкую верхушечную кисть длиной от 10 до 45 см! Лепестки бледно-розовые, реже белые. Если оказаться посреди густых, высоких зарослей этого растения, рождается ощущение, что на зелёную стену легла воздушная «пелена» розового тумана.
Плод представляет собой длинную коробочку, напоминающую стручок. Семена мелкие, с тонкими белыми волосками. При плодоношении растение обильно пушится, и легчайшие кусочки «ваты» отрываются при напористом дуновении ветра.
Иван-чай — превосходный медонос, дающий до 600 кг мёда с гектара! Сахаристость нектара зависит от погодных условий: увеличивается при высокой температуре и влажности воздуха и уменьшается при прохладной, сухой погоде. Мёд прозрачный, с лёгким зеленоватым оттенком — за счёт ярко-зелёной пыльцы. Особого вкуса и аромата у него нет, а после откачивания он вскоре кристаллизуется белоснежной крупкой.
Произрастает иван-чай узколистный по всему Северному полушарию. На территории России встречается преимущественно в Нечернозёмной зоне. Огромные площади занимает на Урале и Алтае. Растёт только на хорошо освещённых местах, в естественных условиях, по опушкам лесов, большим полянам, берегам оврагов и рек. Отличается неприхотливостью к почве, поэтому активно занимает места, затронутые деятельностью человека: осушённые болота, железнодорожные насыпи, берега карьеров, обочины дорог, мусорные свалки, вырубки, гари.
Иван-чай относится к числу так называемых растений-пионеров, которые заселяют после опустошительных лесных пожаров значительные территории, закрывая своими зарослями огненные раны. В Канаде и на Аляске его называют fireweed, то есть «огненный сорняк», но скорее в положительном смысле, ведь он символизирует возрождение жизни.
В Европе после Второй мировой войны иван-чай быстро расселился на городских развалинах и по земляным воронкам, оставшимся после бомбардировок. Его стебли заслонили ужасающие последствия человеческой жестокости, постепенно стирая их с лица Земли и давая людям возможность успокоить свои мысли и чувства. В немецкоговорящих странах иван-чай называют Trümmerblumen — «осколочные цветы». В Великобритании он часто упоминается в послевоенной литературе в качестве цветка, с одной стороны, напоминающего о содеянном, с другой — дарящего забвение.