«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда великолепным символом

Правила жизниИстория

Живопись

Записала Алина Халзагарова

«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда – не только русского, но и мирового – одновременно боевым знаменем, супрематической иконой и великолепным символом абсолютного ничто. «Правила жизни», ничего не отрицая, рассказывают о том, как русским художникам удалось достичь такой предельной степени отрицания и при чем здесь топор Татлина.

В 2017 году на Sotheby`s почти за $ 90 млн была продана самая дорогая картина русского художника. Нет, не Ильи Репина и не Ивана Шишкина. Самый дорогой русский художник в мире – Казимир Малевич. Конечно, можно поспорить, что цена произведения не определяет его значимость. А как насчет выставочной активности? Например, из 75 мероприятий в нью-йоркском Russian American Cultural Center 23 были посвящены авангардистам.

В России живопись европейского образца существовала больше 350 лет, и все это время она копировала произведения западных художников, пока в первом десятилетии XX века русская эстетическая мысль не открыла собственные авангардные течения. Авангард стал русской «весной народов» – вернул в живопись народные формы и сделал ее более демократичной.

Художница Наталья Гончарова в каталоге к своей выставке 1913 года пишет: «Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе... Я убеждена, что современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи, главным образом идеи Франции... уже не могут нам оказать никакой пользы, и недалеко то время, когда Запад явно будет учиться у нас». Примерно так и произошло.

Почему в России возникла авангардная живопись?

Из-за кризиса традиционного искусства

Живопись, существовавшую до эпохи авангарда, принято называть миметической, то есть подражательной. Пейзаж, портрет, натюрморт и даже сюжетная или историческая картина, в сущности, стремились к одному – показать место, или внешний вид предмета, или передать настроение момента. В этом смысле живопись как вид искусства всегда была на вторых ролях, уступая музыке и архитектуре, – вечно занимаясь подражанием натуре, она не могла создавать совершенно новые явления.

Европейский импрессионизм показал, насколько иллюзорна реальность натуры, насколько она обусловлена взаимоотношением света и воздуха. Оказалось, что самого предмета как бы и не существует, есть только цветные блики в зрачке художника. От этой идеи до беспредметности был один шаг, но французы не смогли его сделать. Этот шаг сделали русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич.

Из-за перестройки общества

В начале XX века человек пытался осознать свое место в новом мире – мире электричества, молниеносной телеграфной связи, межконтинентального транспорта, самолетов и машин. Научные открытия и инженерные прорывы освободили европейского человека от необходимости труда на земле. В Англии придумали утилитаризм, а в Америке – прагматизм.

Россия в это время входила в пятерку промышленных гигантов – вместе с США, Германией, Великобританией и Францией. Все эти процессы влияли на русских художников. Идеи «искусства ради искусства», популярные еще недавно, стали казаться несвоевременным эскапизмом. Художники начали искать способы с помощью живописи выразить нерв эпохи и надежды на будущее. Они заговорили как философы и принялись писать манифесты.

«Несколько лет тому назад художники не простили бы себе разговора о целях, задачах, о сущности Живописи, – писал в программном тексте «Пощечина общественному вкусу» Давид Бурлюк. – Времена переменились. В наше время не быть теоретиком живописи – это значит отказаться от ее понимания».

Из-за мощных политических движений

Русский художник в начале XIX века был ремесленником и видел свою задачу в том, чтобы понимать и создавать красоту. В середине века он стал философом-моралистом, и стремление к красоте сменилось в нем стремлением к правде. В начале XX века художник стал политическим активистом: кубист Давид Штеренберг украшает фасад Зимнего дворца фигурой рабочего, архитектор Владимир Татлин проектирует башню для проведения II конгресса Коминтерна, Казимир Малевич и Вера Хлебникова создают костюмы и декорации к футуристическому спектаклю «Победа над Солнцем», основной посыл которого – желание свергнуть старый порядок в культуре и в обществе.

Главный по смыслам – Казимир Малевич

Самому дорогому и значимому в мире российскому художнику в молодости трижды отказали в поступлении в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда он решил учиться у современников – начал посещать выставки первого российского авангардного объединения «Бубновый валет», а затем и участвовать в них картинами в духе кубофутуризма. Зарабатывать передовой живописью не получалось, денег у Малевича не было: свою первую алогическую (противную логике миметического искусства) картину «Корова и скрипка» художник написал на мебельной доске.

Казимир Малевич. Эскиз стула
Казимир Малевич. На урожай

В 1910-х котел русского авангарда бурлит, все работают со всеми и все подсматривают у всех. Для некоторых художников, например Ларионова, делиться идеями было естественно и необходимо, но Малевич так сильно боялся за свои находки, что завесил все окна своей мастерской черными шторами, чтобы в нее не подглядывал проходящий мимо Владимир Татлин.

Казимир Малевич. Голова крестьянина
Казимир Малевич. На урожай

Противостояние между Малевичем и Татлиным было очень сильным. Они оба были мощными творцами и обаятельными людьми, вокруг каждого из них сложился свой кружок. Но в исторической перспективе Малевича считают более влиятельным благодаря его трудам по теории искусства: одновременно четким и поэтическим, похожим на философские трактаты. Татлин не принимал этого первенства, считал Малевича притворщиком от искусства. Он пережил Малевича: стоя у его гроба (специальной супрематической конструкции), долго внимательно приглядывался, а потом заявил: «Притворяется!»

Казимир Малевич. Девушки в поле

Малевич не боролся со смыслом в искусстве, он боролся за возвращение живописи ее истинного смысла, выражаемого через цвет. Он считал, что цвет важен сам по себе, вне какого-либо предмета, что цвет рождает эмоции, а искусство должно быть основано не на «красивости» композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения. Эти идеи легли в основу изобретенного им супрематизма – пикового в своей простоте живописного стиля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
Как человеку работать рядом с роботом? Учимся внедрять ИИ в производственный процесс Как человеку работать рядом с роботом? Учимся внедрять ИИ в производственный процесс

Стоит ли опасаться того, что роботы окончательно заменят человеческий труд?

ТехИнсайдер
Полный апгрейд Полный апгрейд

Что такое перезагрузка, когда, кому и зачем она нужна

Новый очаг
Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play? Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play?

Безопасен ли Aptoide?

ТехИнсайдер
Грязь под крышей мира Грязь под крышей мира

Что ждет Катманду в ближайшем будущем?

Вокруг света
Почему Хотин остается одним из крупнейших рантье даже спустя четыре года после ареста Почему Хотин остается одним из крупнейших рантье даже спустя четыре года после ареста

Как государство и банки сражаются в судах за недвижимость Алексея Хотина?

Forbes
Покупка подержанного KIA Sportage III (2010-2016) Покупка подержанного KIA Sportage III (2010-2016)

KIA Sportage III не собирается сдавать позиции

4x4 Club
Ребенок блогера-сыроеда Максима Лютого умер от истощения. Почему люди «экспериментируют» на детях? Ребенок блогера-сыроеда Максима Лютого умер от истощения. Почему люди «экспериментируют» на детях?

Почему родители навязывают детям свой взгляд на питание?

Psychologies
Как почистить стиральную машину: эти средства быстро удалят накипь и запах в барабане Как почистить стиральную машину: эти средства быстро удалят накипь и запах в барабане

Как без затруднений почистить стиральную машину в домашних условиях

ТехИнсайдер
Менструальный отпуск: зачем он нужен и ждать ли его в России Менструальный отпуск: зачем он нужен и ждать ли его в России

Какие аргументы у инициативы и можно ли внедрить менструальные отпуска в России

СНОБ
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Какое место во Вселенной с точки зрения богословия отведено инопланетянам?

Наука и жизнь
Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности

9 ложных признаков, что человек успешен

Psychologies
Вагинальный секс изменил микробиом мужской уретры Вагинальный секс изменил микробиом мужской уретры

Занятие вагинальным сексом влияет на микробиом уретры полового члена

N+1
День тэнкиста День тэнкиста

Первый автомобиль китайского бренда «Тэнк» – серьезный внедорожник

Автопилот
Переломанный момент Переломанный момент

«Дитя тьмы»: беременность как боди-хоррор

Weekend
Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия Если партнер манипулирует чувством вины: 3 шага противодействия

Что делать, если вы постоянно испытываете чувство вины в паре?

Psychologies
Тетя Ася и Тиви Паркер: что стало с героями культовых рекламных роликов Тетя Ася и Тиви Паркер: что стало с героями культовых рекламных роликов

Вспомним самые классные рекламные ролики из 90-х и нулевых. Что стало с героями?

VOICE
Фигура на фоне Холодной войны Фигура на фоне Холодной войны

Как художник Евгений Рухин вел американский образ жизни в застойном Ленинграде

Weekend
Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность

Олег Липовецкий — о творческом пути, региональных театрах и сценической правде.

СНОБ
Как понять, что партнер собирается сделать чек-аут из брака: 5 признаков — спасите отношения Как понять, что партнер собирается сделать чек-аут из брака: 5 признаков — спасите отношения

Как понять, что отношения близятся к завершению?

Psychologies
«Меня заставили раздеться до лифчика»: Евгения Медведева оконфузилась в аэропорту «Меня заставили раздеться до лифчика»: Евгения Медведева оконфузилась в аэропорту

Фигуристка Евгения Медведева выступила с редкими откровениями

VOICE
На все случаи жизни На все случаи жизни

9 неожиданных способов применения картофеля в быту

Лиза
Горячие заграничные актрисы, которые играли русских женщин в кино Горячие заграничные актрисы, которые играли русских женщин в кино

Трудно в Голливуде или Европе найти актрису с подлинно российской красотой

Maxim
Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки Цой, Сид Вишес и Курт Кобейн: главные фильмы о звездах рок-музыки

Знаковые фильмы о рок-музыкантах, через которые можно проследить эволюцию жанра

Forbes
Не только «против мужчин»: зачем нужна женская дружба Не только «против мужчин»: зачем нужна женская дружба

Зачем женщины нужны друг другу

VOICE
Три города-курорта России, куда лето приходит раньше календаря Три города-курорта России, куда лето приходит раньше календаря

Заждались лета? Добро пожаловать в Крым и на Кубань

Караван историй
Сгоревшая демократия Сгоревшая демократия

27 февраля 1933 года в Берлине был подожжён Рейхстаг

Дилетант
Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом

Какие подержанные автомобили грозят проблемами с ремонтом своим владельцам

РБК
7 книг о будущем 7 книг о будущем

Семь книг ученых и социологов, которые приоткроют дверь в будущее

СНОБ
Кокаин, героин, первитин: какие наркотики предпочитал Гитлер и на что он подсадил миллионы немцев в нацистской Германии? Кокаин, героин, первитин: какие наркотики предпочитал Гитлер и на что он подсадил миллионы немцев в нацистской Германии?

Фашистскую Германию по-праву можно называть страной наркоманов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении