«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда великолепным символом

Правила жизниИстория

Живопись

Записала Алина Халзагарова

«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда – не только русского, но и мирового – одновременно боевым знаменем, супрематической иконой и великолепным символом абсолютного ничто. «Правила жизни», ничего не отрицая, рассказывают о том, как русским художникам удалось достичь такой предельной степени отрицания и при чем здесь топор Татлина.

В 2017 году на Sotheby`s почти за $ 90 млн была продана самая дорогая картина русского художника. Нет, не Ильи Репина и не Ивана Шишкина. Самый дорогой русский художник в мире – Казимир Малевич. Конечно, можно поспорить, что цена произведения не определяет его значимость. А как насчет выставочной активности? Например, из 75 мероприятий в нью-йоркском Russian American Cultural Center 23 были посвящены авангардистам.

В России живопись европейского образца существовала больше 350 лет, и все это время она копировала произведения западных художников, пока в первом десятилетии XX века русская эстетическая мысль не открыла собственные авангардные течения. Авангард стал русской «весной народов» – вернул в живопись народные формы и сделал ее более демократичной.

Художница Наталья Гончарова в каталоге к своей выставке 1913 года пишет: «Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе... Я убеждена, что современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи, главным образом идеи Франции... уже не могут нам оказать никакой пользы, и недалеко то время, когда Запад явно будет учиться у нас». Примерно так и произошло.

Почему в России возникла авангардная живопись?

Из-за кризиса традиционного искусства

Живопись, существовавшую до эпохи авангарда, принято называть миметической, то есть подражательной. Пейзаж, портрет, натюрморт и даже сюжетная или историческая картина, в сущности, стремились к одному – показать место, или внешний вид предмета, или передать настроение момента. В этом смысле живопись как вид искусства всегда была на вторых ролях, уступая музыке и архитектуре, – вечно занимаясь подражанием натуре, она не могла создавать совершенно новые явления.

Европейский импрессионизм показал, насколько иллюзорна реальность натуры, насколько она обусловлена взаимоотношением света и воздуха. Оказалось, что самого предмета как бы и не существует, есть только цветные блики в зрачке художника. От этой идеи до беспредметности был один шаг, но французы не смогли его сделать. Этот шаг сделали русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич.

Из-за перестройки общества

В начале XX века человек пытался осознать свое место в новом мире – мире электричества, молниеносной телеграфной связи, межконтинентального транспорта, самолетов и машин. Научные открытия и инженерные прорывы освободили европейского человека от необходимости труда на земле. В Англии придумали утилитаризм, а в Америке – прагматизм.

Россия в это время входила в пятерку промышленных гигантов – вместе с США, Германией, Великобританией и Францией. Все эти процессы влияли на русских художников. Идеи «искусства ради искусства», популярные еще недавно, стали казаться несвоевременным эскапизмом. Художники начали искать способы с помощью живописи выразить нерв эпохи и надежды на будущее. Они заговорили как философы и принялись писать манифесты.

«Несколько лет тому назад художники не простили бы себе разговора о целях, задачах, о сущности Живописи, – писал в программном тексте «Пощечина общественному вкусу» Давид Бурлюк. – Времена переменились. В наше время не быть теоретиком живописи – это значит отказаться от ее понимания».

Из-за мощных политических движений

Русский художник в начале XIX века был ремесленником и видел свою задачу в том, чтобы понимать и создавать красоту. В середине века он стал философом-моралистом, и стремление к красоте сменилось в нем стремлением к правде. В начале XX века художник стал политическим активистом: кубист Давид Штеренберг украшает фасад Зимнего дворца фигурой рабочего, архитектор Владимир Татлин проектирует башню для проведения II конгресса Коминтерна, Казимир Малевич и Вера Хлебникова создают костюмы и декорации к футуристическому спектаклю «Победа над Солнцем», основной посыл которого – желание свергнуть старый порядок в культуре и в обществе.

Главный по смыслам – Казимир Малевич

Самому дорогому и значимому в мире российскому художнику в молодости трижды отказали в поступлении в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда он решил учиться у современников – начал посещать выставки первого российского авангардного объединения «Бубновый валет», а затем и участвовать в них картинами в духе кубофутуризма. Зарабатывать передовой живописью не получалось, денег у Малевича не было: свою первую алогическую (противную логике миметического искусства) картину «Корова и скрипка» художник написал на мебельной доске.

Казимир Малевич. Эскиз стула
Казимир Малевич. На урожай

В 1910-х котел русского авангарда бурлит, все работают со всеми и все подсматривают у всех. Для некоторых художников, например Ларионова, делиться идеями было естественно и необходимо, но Малевич так сильно боялся за свои находки, что завесил все окна своей мастерской черными шторами, чтобы в нее не подглядывал проходящий мимо Владимир Татлин.

Казимир Малевич. Голова крестьянина
Казимир Малевич. На урожай

Противостояние между Малевичем и Татлиным было очень сильным. Они оба были мощными творцами и обаятельными людьми, вокруг каждого из них сложился свой кружок. Но в исторической перспективе Малевича считают более влиятельным благодаря его трудам по теории искусства: одновременно четким и поэтическим, похожим на философские трактаты. Татлин не принимал этого первенства, считал Малевича притворщиком от искусства. Он пережил Малевича: стоя у его гроба (специальной супрематической конструкции), долго внимательно приглядывался, а потом заявил: «Притворяется!»

Казимир Малевич. Девушки в поле

Малевич не боролся со смыслом в искусстве, он боролся за возвращение живописи ее истинного смысла, выражаемого через цвет. Он считал, что цвет важен сам по себе, вне какого-либо предмета, что цвет рождает эмоции, а искусство должно быть основано не на «красивости» композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения. Эти идеи легли в основу изобретенного им супрематизма – пикового в своей простоте живописного стиля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
Физика в НИИ Черногорье Физика в НИИ Черногорье

Большой и подробный разбор досок из Black Mesa — ремейка оригинального Half-Life

N+1
Как карта ляжет Как карта ляжет

Точки на планете, воспоминания о которых не потускнеют даже через много лет!

Grazia
4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя 4 мифа о сексуальной жизни — проверьте себя

Наша сексуальная жизнь полна мифов

Psychologies
Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
Раскрыта тайна смерти Бетховена: из-за злоупотребления алкоголем у композитора было заболевание печени и гепатит В Раскрыта тайна смерти Бетховена: из-за злоупотребления алкоголем у композитора было заболевание печени и гепатит В

Учёные провели генетический анализ сохранившихся волос Людвига ван Бетховена

ТехИнсайдер
Чем рыбный жир отличается от рыбьего и какой из них полезнее? Чем рыбный жир отличается от рыбьего и какой из них полезнее?

Чем отличаются рыбий и рыбный жир и какова их польза для нашего организма?

ТехИнсайдер
Во сколько пойдет дождь и когда сажать рододендрон: необычные прогнозы Яндекс Погоды Во сколько пойдет дождь и когда сажать рододендрон: необычные прогнозы Яндекс Погоды

Интересные версии прогнозов из Яндекс Погоды

CHIP
Юлия Немчина Юлия Немчина

Интервью с управляющим директором ГК «Рики» Юлией Немчиной

Собака.ru
«Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика «Я многого хочу от будущего партнера»: признание читательницы и комментарий психоаналитика

Часто после расставания мы хотим слишком многого от будущего партнера

Psychologies
«Тянет налево»: нормально ли желание изменить, если вы в отношениях, — психологический разбор «Тянет налево»: нормально ли желание изменить, если вы в отношениях, — психологический разбор

Что делать, если вы обнаружили у себя желание изменить партнеру?

Psychologies
Все о модной голливудской «диете» на уколах для диабетиков: риски, побочки и мнение врачей Все о модной голливудской «диете» на уколах для диабетиков: риски, побочки и мнение врачей

Как на самом деле работает и чем «диета» на уколах опасна для здоровых людей

VOICE
Не теряй голову: 12 вещей, которые выдадут плохого мастера по наращиванию волос Не теряй голову: 12 вещей, которые выдадут плохого мастера по наращиванию волос

Как найти хорошего мастера по наращиванию волос

VOICE
Завтра была она Завтра была она

«Актрисы»: новый сериал Паулины Андреевой и Федора Бондарчука

Weekend
По своим правилам: почему борцы с коррупцией в России не нуждаются в чужих советах По своим правилам: почему борцы с коррупцией в России не нуждаются в чужих советах

Для российской правоохранительной системы борьба с коррупцией — рутинный процесс

Forbes
4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать

Как организовать свидание так, чтобы оно не стало последним?

Psychologies
Одержимый любовью: что зашифровал Тициан в своей картине «Любовь земная и небесная» Одержимый любовью: что зашифровал Тициан в своей картине «Любовь земная и небесная»

Отрывок из книги «Любовь и страсть в искусстве Возрождения. Ренессанс в Италии»

Forbes
Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах Суверенитет против общества: бывают ли «хорошие» законы об иностранных агентах

Существует ли некое «хорошее» законодательство об иноагентах?

Forbes
«Я понял, каково потерять все деньги» «Я понял, каково потерять все деньги»

Андрей Дороничев — о том, как его стартап пережил крах Silicon Valley Bank

Inc.
Клиника, мать и два дитя Клиника, мать и два дитя

«Медея»: русский хоррор осваивает античный миф

Weekend
Новые лица: пять молодых театральных актеров, за которыми стоит следить Новые лица: пять молодых театральных актеров, за которыми стоит следить

Пять самых интересных новых актеров московской сцены

Forbes
Предсказать туманное будущее: почему растет спрос на карты таро и кто их покупает Предсказать туманное будущее: почему растет спрос на карты таро и кто их покупает

Как устроен рынок таро и почему растет спрос на карты

Forbes
«Не думала, что так быстро начну стареть»: 12 примет возраста «Не думала, что так быстро начну стареть»: 12 примет возраста

Как понять, что старость уже пришла?

Psychologies
Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом Пьем виски правильно: с колой, элем и вермутом

Как выбрать колу для виски и как лучше пить этот напиток?

ТехИнсайдер
В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы В коллайдере удалось зафиксировать «неуловимые» частицы

Новая работа представляет собой первое прямое наблюдение коллайдерных нейтрино

ТехИнсайдер
Как появляется нелюбовь к телу: 3 неочевидные причины — объяснение фитнес-тренера Как появляется нелюбовь к телу: 3 неочевидные причины — объяснение фитнес-тренера

Фитнес-тренер рассуждает о том, откуда берется нелюбовь к собственному телу

Psychologies
Самцы мышей повели себя спонтаннее самок Самцы мышей повели себя спонтаннее самок

Ученые не заметили связи между изменчивостью поведения и эстральным циклом

N+1
Катя и сердца Катя и сердца

Как началась история, спасшая 4 500 детских сердец

Новый очаг
Всё сначала Всё сначала

Turquoise Yachts продолжает работу над необычным для себя проектом Rainbow II

Y Magazine
Ребенок блогера-сыроеда Максима Лютого умер от истощения. Почему люди «экспериментируют» на детях? Ребенок блогера-сыроеда Максима Лютого умер от истощения. Почему люди «экспериментируют» на детях?

Почему родители навязывают детям свой взгляд на питание?

Psychologies
Открыть в приложении