«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда великолепным символом

Правила жизниИстория

Живопись

Записала Алина Халзагарова

«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда – не только русского, но и мирового – одновременно боевым знаменем, супрематической иконой и великолепным символом абсолютного ничто. «Правила жизни», ничего не отрицая, рассказывают о том, как русским художникам удалось достичь такой предельной степени отрицания и при чем здесь топор Татлина.

В 2017 году на Sotheby`s почти за $ 90 млн была продана самая дорогая картина русского художника. Нет, не Ильи Репина и не Ивана Шишкина. Самый дорогой русский художник в мире – Казимир Малевич. Конечно, можно поспорить, что цена произведения не определяет его значимость. А как насчет выставочной активности? Например, из 75 мероприятий в нью-йоркском Russian American Cultural Center 23 были посвящены авангардистам.

В России живопись европейского образца существовала больше 350 лет, и все это время она копировала произведения западных художников, пока в первом десятилетии XX века русская эстетическая мысль не открыла собственные авангардные течения. Авангард стал русской «весной народов» – вернул в живопись народные формы и сделал ее более демократичной.

Художница Наталья Гончарова в каталоге к своей выставке 1913 года пишет: «Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе... Я убеждена, что современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи, главным образом идеи Франции... уже не могут нам оказать никакой пользы, и недалеко то время, когда Запад явно будет учиться у нас». Примерно так и произошло.

Почему в России возникла авангардная живопись?

Из-за кризиса традиционного искусства

Живопись, существовавшую до эпохи авангарда, принято называть миметической, то есть подражательной. Пейзаж, портрет, натюрморт и даже сюжетная или историческая картина, в сущности, стремились к одному – показать место, или внешний вид предмета, или передать настроение момента. В этом смысле живопись как вид искусства всегда была на вторых ролях, уступая музыке и архитектуре, – вечно занимаясь подражанием натуре, она не могла создавать совершенно новые явления.

Европейский импрессионизм показал, насколько иллюзорна реальность натуры, насколько она обусловлена взаимоотношением света и воздуха. Оказалось, что самого предмета как бы и не существует, есть только цветные блики в зрачке художника. От этой идеи до беспредметности был один шаг, но французы не смогли его сделать. Этот шаг сделали русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич.

Из-за перестройки общества

В начале XX века человек пытался осознать свое место в новом мире – мире электричества, молниеносной телеграфной связи, межконтинентального транспорта, самолетов и машин. Научные открытия и инженерные прорывы освободили европейского человека от необходимости труда на земле. В Англии придумали утилитаризм, а в Америке – прагматизм.

Россия в это время входила в пятерку промышленных гигантов – вместе с США, Германией, Великобританией и Францией. Все эти процессы влияли на русских художников. Идеи «искусства ради искусства», популярные еще недавно, стали казаться несвоевременным эскапизмом. Художники начали искать способы с помощью живописи выразить нерв эпохи и надежды на будущее. Они заговорили как философы и принялись писать манифесты.

«Несколько лет тому назад художники не простили бы себе разговора о целях, задачах, о сущности Живописи, – писал в программном тексте «Пощечина общественному вкусу» Давид Бурлюк. – Времена переменились. В наше время не быть теоретиком живописи – это значит отказаться от ее понимания».

Из-за мощных политических движений

Русский художник в начале XIX века был ремесленником и видел свою задачу в том, чтобы понимать и создавать красоту. В середине века он стал философом-моралистом, и стремление к красоте сменилось в нем стремлением к правде. В начале XX века художник стал политическим активистом: кубист Давид Штеренберг украшает фасад Зимнего дворца фигурой рабочего, архитектор Владимир Татлин проектирует башню для проведения II конгресса Коминтерна, Казимир Малевич и Вера Хлебникова создают костюмы и декорации к футуристическому спектаклю «Победа над Солнцем», основной посыл которого – желание свергнуть старый порядок в культуре и в обществе.

Главный по смыслам – Казимир Малевич

Самому дорогому и значимому в мире российскому художнику в молодости трижды отказали в поступлении в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда он решил учиться у современников – начал посещать выставки первого российского авангардного объединения «Бубновый валет», а затем и участвовать в них картинами в духе кубофутуризма. Зарабатывать передовой живописью не получалось, денег у Малевича не было: свою первую алогическую (противную логике миметического искусства) картину «Корова и скрипка» художник написал на мебельной доске.

Казимир Малевич. Эскиз стула
Казимир Малевич. На урожай

В 1910-х котел русского авангарда бурлит, все работают со всеми и все подсматривают у всех. Для некоторых художников, например Ларионова, делиться идеями было естественно и необходимо, но Малевич так сильно боялся за свои находки, что завесил все окна своей мастерской черными шторами, чтобы в нее не подглядывал проходящий мимо Владимир Татлин.

Казимир Малевич. Голова крестьянина
Казимир Малевич. На урожай

Противостояние между Малевичем и Татлиным было очень сильным. Они оба были мощными творцами и обаятельными людьми, вокруг каждого из них сложился свой кружок. Но в исторической перспективе Малевича считают более влиятельным благодаря его трудам по теории искусства: одновременно четким и поэтическим, похожим на философские трактаты. Татлин не принимал этого первенства, считал Малевича притворщиком от искусства. Он пережил Малевича: стоя у его гроба (специальной супрематической конструкции), долго внимательно приглядывался, а потом заявил: «Притворяется!»

Казимир Малевич. Девушки в поле

Малевич не боролся со смыслом в искусстве, он боролся за возвращение живописи ее истинного смысла, выражаемого через цвет. Он считал, что цвет важен сам по себе, вне какого-либо предмета, что цвет рождает эмоции, а искусство должно быть основано не на «красивости» композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения. Эти идеи легли в основу изобретенного им супрематизма – пикового в своей простоте живописного стиля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
5 книг об истории искусств 5 книг об истории искусств

Книги для тех, кто хочет видеть смысл в работах современных художников

СНОБ
Драма на Артезиане Драма на Артезиане

Как раз в декабре у степных животных начинается важнейший этап в их жизни — гон

Наука и жизнь
Жить играючи Жить играючи

Смешение желаний заказчиков, оригинальных приёмов и эстетики ваби–саби

SALON-Interior
Грязь под крышей мира Грязь под крышей мира

Что ждет Катманду в ближайшем будущем?

Вокруг света
Невидимая болезнь: что важно знать о деменции Невидимая болезнь: что важно знать о деменции

Можно ли защититься от деменции и как сохранить ясность ума в пожилом возрасте

Правила жизни
Отек лица по утрам Отек лица по утрам

5 способов избавиться от отека лица дома и у косметолога

Лиза
Ричард Осман: «Выстрел мимо цели» Ричард Осман: «Выстрел мимо цели»

Глава ироничного детектива Ричарда Османа: «Выстрел мимо цели»

СНОБ
5 продуктов, которые заставят ваш кишечник работать как часы 5 продуктов, которые заставят ваш кишечник работать как часы

Продукты, которые необходимо включить в рацион, чтобы запустить работу кишечника

ТехИнсайдер
История одной вещи: как за «Тетрис» боролись англичане, американцы и японцы История одной вещи: как за «Тетрис» боролись англичане, американцы и японцы

«Я изобрел тетрис для собственного удовольствия». История культовой головоломки

Правила жизни
Малая панда: 7 интересных фактов Малая панда: 7 интересных фактов

Факты о малых красных пандах: информация об их жизни, среде обитания и питании

ТехИнсайдер
Моноэффект Моноэффект

Сегодня бренд Monochrome знают многие ценители отечественной моды

Robb Report
«Кратчайшая история Советского Союза» «Кратчайшая история Советского Союза»

Рассказ о главных событиях и парадоксах советской эпохи

N+1
4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать

Как организовать свидание так, чтобы оно не стало последним?

Psychologies
Землетрясения в России: самые опасные районы Землетрясения в России: самые опасные районы

Какие регионы России наиболее сейсмоопасные, а какие — наименее?

Maxim
Утомлённые школой Утомлённые школой

Почему в начале весны многие дети начинают больше болеть и хуже учиться?

Здоровье
Свой чужой Свой чужой

Как три американских школьника и моряк Пушкин отменили Холодную войну

Weekend
10 самых ядовитых змей на планете 10 самых ядовитых змей на планете

Мы инстинктивно боимся змей, и это не зря!

ТехИнсайдер
Новые методы анализа «кудрявости» помогут правильно ухаживать за прической Новые методы анализа «кудрявости» помогут правильно ухаживать за прической

Кудрявые волосы очень красивы. Но как же с ними трудно!

ТехИнсайдер
Дмитрий Леонтьев. Грейдер в Небесный Иерусалим Дмитрий Леонтьев. Грейдер в Небесный Иерусалим

Надо ли так держаться за асфальт?

4x4 Club
Новый Renault Espace стал кроссовером похожим на Austral Новый Renault Espace стал кроссовером похожим на Austral

Рассматриваем новый Renault Espace

4x4 Club
Шаг в будущее Шаг в будущее

Предпрофессиональное образование: что нужно знать школьникам и их родителям?

Лиза
Родинки Родинки

Чтобы родинки не причинили больших неприятностей, их надо регулярно проверять

Здоровье
Четыре рассказа из шляпной коробки Четыре рассказа из шляпной коробки

«Рассказы из шляпной коробки»: сюжет каждого сложился внезапно

Правила жизни
Эти семейные автомобили ломаются чаще всего. Список Эти семейные автомобили ломаются чаще всего. Список

Эксперты составили антирейтинг популярных моделей автомобилей

РБК
Смертная уборка: мудрая шведская система наведения порядка, которая легче и понятнее, чем метод Мари Кондо Смертная уборка: мудрая шведская система наведения порядка, которая легче и понятнее, чем метод Мари Кондо

Дёстеднинг — шведское изобретение для обеспечения комфорта в доме

VOICE
Звёздные семена: почему некоторые люди считают себя инопланетянами, живущими на Земле? Звёздные семена: почему некоторые люди считают себя инопланетянами, живущими на Земле?

Откуда возник термин «звёздные семена»?

ТехИнсайдер
Позитивные аффирмации: обман или очень полезное упражнение? Позитивные аффирмации: обман или очень полезное упражнение?

Верите ли вы, что наши мысли формируют наше окружение и восприятие реальности?

ТехИнсайдер
Я не боюсь: откуда берутся страхи и как с ними жить Я не боюсь: откуда берутся страхи и как с ними жить

Страх — это нормальное физиологическое чувство, пока оно не мешает нам жить

Правила жизни
Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики Родители-манипуляторы: 3 типичные тактики

Три типичные манипулятивные тактики, их возможные причины и последствия

Psychologies
Открыть в приложении