Цифровые жулики
Почти половина мошеннических сделок с недвижимостью совершается с использованием интернет-технологий
Развитие цифровых сервисов для удобства и скорости проведения сделок купли-продажи квартир не обошлось без жульнических схем. Как на любом рынке, новые достижения на рынке недвижимости замечают и используют мошенники. Покупателям надо быть очень внимательными, чтобы избежать сделок с лжепродавцами по подложным документам. Оспорить подобные сделки порой можно, а вернуть деньги — нет.
По данным исследования Финансового университета при правительстве России, в ходе которого была проанализирована статистика МВД, число преступлений в сфере недвижимости неуклонно росло в 2015–2019 годах. В 2020–2022 годах Министерство внутренних дел подтверждало, что тенденция сохраняется. Мошенники делают упор на сетевую активность. Более 70% жуликов сейчас действуют через интернет. «В области недвижимости доля онлайн-мошенничества чуть меньше, так как до сих пор сохраняется немало очных схем — например, реализация жилья по поддельным документам и сделки, намеренно ущемляющие интересы недееспособных лиц. Но уже порядка половины неправомерных действий в этой сфере совершены с применением цифровых технологий»,— констатирует управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка.
Опасные QR-коды
Так, в прошлом году в России выросло количество сделок по продаже квартир по доверенности. Они традиционно считаются наиболее рисковыми, но интернет-мошенникам удалось сделать их еще опаснее. «Злоумышленники используют для обмана полезное нововведение Федеральной нотариальной палаты. С 2021 года на всех доверенностях размещается QR-код, который можно проверить на портале ФНП. Преступники научились подделывать документы нового образца»,— рассказывает Надежда Коркка.
Если навести камеру смартфона на QR-код фейковой доверенности, откроется один из многочисленных мошеннических сайтов, которые по оформлению и интерфейсу напоминают портал ФНП. На нем будет сказано, что доверенность настоящая. В результате аферисты по несуществующей доверенности могут продать жертве жилье, принадлежащее другому собственнику, который, вполне возможно, не собирался его продавать.
Вполне вероятно, что подлог не будет обнаружен даже на этапе регистрации сделки. «У управления Росреестра нет полномочий на проведение технико-криминалистической экспертизы. Разумеется, специалисты могут перепроверить любую доверенность через официальный сайт ФНП, но не обязаны этого делать, а фальшивые документы, как правило, визуально ничем не отличаются от настоящих»,— предупреждает госпожа Коркка, подчеркивая, что поэтому у мошенников и сохраняется возможность обмануть покупателей. «Если у сотрудников Росреестра возникнут сомнения в достоверности предоставленных сведений, то они незамедлительно сообщат о выявленных фактах в МВД»,— добавляет она.