Обеднение почв глобального масштаба
Потребление удобрений может сократиться во всем мире
Производители минеральных удобрений в прошлом году получили прибыль с экспорта больше, чем годом ранее, несмотря на все введенные формальные и неформальные ограничения на вывоз продукции. Закупка удобрений отечественными аграриями в 2022-м также увеличилась, и в текущем году их дефицит не прогнозируется. Однако в перспективе и сельхозпроизводители, и эксперты рынка предупреждают, что чересчур высокие цены на удобрения могут привести к ощутимому снижению их применения внутри страны. Некоторым другим государствам также грозит такая тенденция, если экспорт из России не будет восстановлен в прежнем объеме.
В 2022 году российский экспорт минеральных удобрений в натуральном выражении сократился более чем на 10 %, в результате чего страны-импортеры недополучили из России более 1,3 млн т данной продукции. Этого объема достаточно для производства почти 4 млн т продовольствия, которым можно накормить 16,5 млн человек, утверждает руководитель практики управленческого консалтинга группы «Деловой профиль» Олег Пахомов. В то же время объем приобретения минудобрений отечественным агропромышленным комплексом по итогам прошлого года в пересчете на 100 % питательных веществ вырос на 16 % — до 5,8 млн т (с учетом накопленных ресурсов), информирует Минсельхоз. В физическом весе российские поставщики этих полезных для почвы веществ отправили на российский рынок продукции на 27 % больше, чем годом ранее.
Вывоз удобрений из России по итогам прошлого года сократился на 17 % по сравнению с показателем 2021-го, когда за рубеж было отправлено 38 млн т, оценивал в конце декабря исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Максим Кузнецов. Основная причина снижения поставок — введенные санкции, влияние которых проявилось в виде затруднений при проведении финансовых операций, страховании грузов и так далее. На объемы экспорта повлияло и то, что российские порты мало приспособлены для перевалки удобрений. Их общая мощность также недостаточна и составляет в сумме около 31,4 млн т, добавляет руководитель. «Грузить жидкий аммиак в наших портах возможности нет, как и в целом нет мощностей для перевалки опасных грузов, к которым относятся некоторые виды других минеральных удобрений», — обращает внимание он. Ранее аммиак отправлялся за рубеж через порты Прибалтики.
До начала специальной военной операции (СВО) почти треть произведенных в России удобрений переваливалась в принадлежащих «Уралхиму» (один из крупнейших производителей и экспортеров азотных, калийных и комплексных удобрений) терминалах в Латвии, подтверждает Пахомов. А теперь их отгрузкой вынуждены заниматься и без того перегруженные порты Ленинградской области, что в разы снижает количество судов для фрахта и увеличивает сроки доставки.
Мировой спрос на минеральные удобрения
По видам
Источник: International Fertilizers Association
Под прессом санкций
Отечественная индустрия минудобрений столкнулась с новыми вызовами, комментирует президент РАПУ Андрей Гурьев. «Предприятия отрасли работают в условиях беспрецедентного санкционного давления: от работы с экспортерами российских минудобрений по ряду направлений отказываются зарубежные порты, перевозчики, банки, страховщики, — перечисляет он. — И все же значительная доля производителей смогла быстро сориентироваться в новых рыночных условиях и изменить векторы отгрузок».
Несмотря на то что большинство видов минеральных удобрений не попали под санкции, владельцы крупнейших отечественных компаний-производителей были включены в санкционные списки, напоминает Пахомов. Кроме того, грузы с «подсанкционными» удобрениями транспортировались вместе с другими. Это позволяет Литве, Эстонии, Бельгии и Нидерландам удерживать суда, перевозящие продукцию «Уралхима», «Акрона» и «ЕвроХима», знает он. «Некоторые традиционные покупатели российских удобрений устанавливают так называемые самосанкции, отказываясь от контрактов с производителями из нашей страны», — говорит эксперт. Также ограничивают вывоз сохраняющиеся проблемы с перевалкой, фрахтом, страхованием и оплатой. Например, открытие импортного аккредитива зарубежным банком покупателя должно быть подтверждено финансовыми учреждениями, имеющими международные связи, многие из которых из-за санкций не могут работать с российскими банками.
Тем не менее валютная выручка экспортеров должна с лихвой компенсировать потери от снижения объемов поставок за рубеж, уверен Пахомов. По итогам 10 месяцев 2022-го экспорт удобрений обеспечил ее приток в сумме $16,7 млрд, что на 70 % больше показателя за аналогичный период 2021-го. «Стоит учитывать, что экспорт удобрений не попал напрямую под удар санкций, зато со стороны России были введены экспортные квоты, — отмечает эксперт. — Однако по некоторым категориям удобрений цены выросли более чем в два раза, в частности вследствие повышения цен на сырье для производства (природный газ), а кроме того, увеличился вывоз в Турцию, Индию и Вьетнам, что в совокупности и способствовало расширению объема поставок в стоимостном выражении».
В то же время за прошлый год экспорт удобрений из России в США сократился более чем на треть, в ЕС — почти на 20 %, продолжает Пахомов. Из-за выросших цен многие фермеры в Евросоюзе отказывались от калийных и фосфорных удобрений, поэтому объемы их отгрузок просели почти в два раза. Вывоз российских азотных удобрений упал не так сильно, этому препятствовали остановки производств подобной продукции в Европе, вызванные разразившимся энергетическим кризисом и высокими ценами на газ. Уровень цен выше $700 за 1 тыс. м3 газа, по оценке экспертов рынка, и так был пределом в плане рентабельности, а его стоимость более $1 тыс. (этот уровень был превышен еще летом) и вовсе делает производства убыточными.
Снижение объемов использования удобрений в некоторых регионах мира из-за западных санкций против России в 2023 году грозит перерасти в глобальную продовольственную катастрофу, уверены в РАПУ. Согласно данным ассоциации, Европа сократила закупки фосфорных и калийных удобрений в России на 30–33 % от уровня 2021-го. Заместить именно эти виды продукции европейцам будет весьма проблематично. «Мы надеемся на скорое снятие санкционных барьеров: ограничений как на экспорт российской продукции, так и на импорт новых технологий производства. Все это наносит значительный урон глобальной продовольственной безопасности», — рассуждает Гурьев. По его мнению, с учетом сложившихся макроэкономических реалий необходимо хотя бы частично разморозить рыночные механизмы сбыта агрохимической продукции. В частности, РАПУ поддерживает развитие биржевых торгов минудобрениями, а также предложение Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи засчитывать объемы биржевых продаж в исполнение годового плана поставок российским потребителям.
Топ-5 стран — производителей минеральных удобрений
На начало 2022 года
Источник: InternatIonal Fertilizers Association
Потенциал экспорта
Сокращение объемов вывоза минеральных удобрений в Европу и США российские экспортеры компенсировали наращиванием продаж в страны, не присоединившиеся к антироссийским санкциям. За 2022 год поставки в Индию увеличились более чем в три раза, в Турцию — почти на 40 %, во Вьетнам — на 30 %, в Бразилию — на 10 %, знает Пахомов. Россия наращивает экспорт в Индию, на Ближний Восток и в Африку, подтверждает РАПУ. Высоким потенциалом также обладают страны Юго-Восточной Азии.
В течение ближайших нескольких лет мы сможем наблюдать глобальный передел рынка минеральных удобрений, полагает Пахомов. Высокие цены на них подталкивают многие страны инвестировать средства в расширение действующих и создание новых производств, а антироссийские санкции позволяют высвободить рыночную нишу. Например, Индия, Турция и Вьетнам, не присоединившиеся к ограничениям, извлекают немалую для себя выгоду, развивая производство удобрений из российского сырья и реализуя свою продукцию на рынках, ранее принадлежавших отечественным компаниям. Также свою долю стремятся занять активно наращивающие производство канадские производители Nutrien, Mosaic, K+S Potash.