Экспорт сменил направления
Как российский бизнес с помощью господдержки осваивает новые рынки
За январь—июль 2024 года положительное сальдо внешней торговли РФ выросло на 20,2%, до $87,9 млрд, при росте экспорта в Азию, Африку и Америку и снижении поставок в Европу. Российские экспортеры адаптируются к санкциям, решая проблемы с логистикой и расчетами. Поддержку бизнесу в переориентации на новые рынки оказывает правительство, предлагая решения на всем экспортном цикле — от поиска партнеров до продвижения продуктов за рубежом. Новый экспортный нацпроект создаст инфраструктуру для поддержки российского бизнеса непосредственно на внешних рынках.
По данным ФТС, положительное сальдо внешней торговли РФ в январе—июле 2024 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 20,2% и составило $87,9 млрд. Экспорт увеличился в январе—июле в годовом выражении — на 0,7%, до $241 млрд, импорт сократился на 7,8%, до $153,1 млрд. Статистика торговли свидетельствует о сокращении экспорта товаров из РФ в Европу — на 30,6%, до $37,4 млрд. В остальные регионы объемы российского экспорта растут: в Азию — на 8,5%, до $181,6 млрд, в Африку — на 27,1%, до $14,3 млрд, в Америку — на 13,5%, до $7,6 млрд.
Управляющий директор продуктового офиса Российского экспортного центра (входит в ВЭБ.РФ) Марк Мурашко отмечает, что количество российских экспортеров, несмотря на внешние вызовы, увеличилось более чем на треть, а количество экспортеров среди МСП — почти на 40%. Валовая добавленная стоимость экспорта выросла почти вдвое, налоговые поступления только от несырьевого неэнергетического экспорта выросли с 1,4 трлн руб. в 2017 году до 3 трлн руб. в 2023-м. К 2030 году реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 годом. Глава правительства Михаил Мишустин пояснял, что речь идет об объемах экспорта порядка 21,12 трлн руб. по нынешнему курсу.