Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ

СНОБКультура

Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев

Фото здесь и далее: пресс-служба BoscoVesna

11 сентября в торговом центре BoscoVesna на Новом Арбате открылась персональная выставка «Техноорганика» одного из пионеров медиа-арта в России Аристарха Чернышева. По просьбе «Сноба» куратор арт-коллаборации Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ, внедрении дополненной реальности в искусство, расцвете видео-арта, идеях и смыслах, заложенных в «Техноорганике».

Масштабный медиапроект занял фасад здания BoscoVesna, пространство атриума и несколько зон на этажах торгового центра. Первый раз серия «Техноорганика» демонстрируется в таком масштабе, большинство работ показаны впервые — они были созданы художником специально для коллаборации с BoscoVesna.

Ольга Вад
Ольга Вад

Вы часто говорите, что работаете периодами, каждый из которых занимает 5–7 лет. Например, недавняя выставка «МетаПотребитель» в ГУМ-Red-Line подвела итог вашей работе за период с 2017 по 2022 год. С чем вы работаете сейчас и что посетитель увидит на выставке в BoscoVesna?

На фасаде и в атриуме будут лайтбоксы и надувные объекты с изображением устройств, для которых я придумал специальное обозначение — abstract engineering, то есть дизайн устройств абстрактного предназначения. Они выглядят как инженерные устройства, которые могли бы выполнять какие-то функции, но это фантазия на тему и здесь эти функции чисто эстетические. Что-то вроде бумажной архитектуры, только в применении к инженерии. На фасаде и внутри здания будут новые видео и принты из серии Fluid Transformations. Также в последнее время я делал проекты, которые объединены идеей природных технологий, но это не «зеленая» тема. Обычно считается, что технологии, придуманные человечеством, полностью искусственны, сконструированы. И только в последнее время стали доступны знания, которые позволили нам обращаться к технологиям, которые есть у природы: мы расшифровали геном, исследовали процессы синтеза веществ. Будут два объекта, которые эту тему развивают. Но надо отметить, что я все-таки нахожусь ближе к спекулятивному дизайну, чем к реальному сайнс-арту. Большой вопрос, воплотим ли мы это, но для меня это даже не так уж и важно.

Аристарх Чернышев
Аристарх Чернышев

В проекте Fluid Transformations вы используете технологии искусственного интеллекта. Расскажите, почему вам интересно с этим работать?

С проектом Fluid Transformations сложно остановиться: у меня появился инструмент, с помощью которого легко получить интересные результаты. Обычно нейросети дают довольно однообразную картинку: авторы разные, а картинки одинаковые — и ценность у них нулевая. Чтобы получить оригинальную вещь, нужно как-то исхитриться, хакнуть технологию. Еще в 2014 году, когда появилась нейросеть DeepDream, я нашел там лазейку — как выращивать на картинке нужные тебе объекты. Эта идея применена и в этом проекте, и в проекте «Метапотребитель», где на фигуре человека расцветает мусор. 

Я вообще смотрю, как меняется искусство сегодня. Это пока не очень заметно на институциональном уровне, но то, что появились новые инструменты, сильно влияет на все. Ценность отдельного изображения снижается, но концепция становится все более важной. Современный поток визуальной информации превратился в огромный шквал, с которым старым технологиям конкурировать сложно.

В одной из статей Булата Галеева, где он в том числе рассуждает на тему противостояния-сотрудничества науки и искусства (и это обсуждение, которое тянется еще с 1960-х годов, со времен кибернетики и первых опытов машинного творчества), есть прекрасная фраза о том, что как револьвер был орудием демократии XIX века, так и компьютер стал орудием демократии в искусстве сегодня.

Да, бесплатные технологии для создания видео, картинок, открытый программный код и прочее — все это очень сильно подрывает монополии институций и других крупных организаций, которые были центром генерации идей и моды в искусстве. Из-за этого случается атомизация, каждый сам по себе творец. 

Зато у художника появляется все больше возможностей обходить арт-истеблишмент, или все-таки нет? 

Это не совсем так. Я наблюдаю уже не первую волну революционных взглядов в искусстве. Я помню, когда появился нет-арт в девяностых — начале нулевых, художники были полны энтузиазма, радовались, что теперь им больше не нужны кураторы, можно напрямую обращаться к публике. Ты обращаешься к публике, но дистрибуции этих работ не осуществляется, а значит, деньги заработать невозможно. И этот энтузиазм потихоньку сник. Сейчас появились NFT — и все по-новой: мы теперь сами по себе, полная свобода творчества, продаем все напрямую, не зависим от кураторов и институций. И волны эти возникают и будут возникать и дальше. Они действительно демократизируют систему дистрибуции и возможности зарабатывания. Есть маркетплейсы, ярмарки, аукционы. Но заметить художника из массы довольно сложно, а когда его представляет институция, это значительно облегчает путь к продажам коллекционерам. В противном случае ты должен прикладывать огромные усилия для собственного продвижения, что отнимает много времени. Проще эти заботы передать людям, которые этим занимаются целенаправленно. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом над ямой. Победить своих демонов Дом над ямой. Победить своих демонов

Как справиться с безнадежностью — колонка Катерины Мурашовой

СНОБ
Афалины улыбнулись друг другу во время игры Афалины улыбнулись друг другу во время игры

Дельфины демонстрировали открытый рот и копировали мимику сородичей

N+1
«Дизайн-завод»: реинкарнация арт-кластера в Москве «Дизайн-завод»: реинкарнация арт-кластера в Москве

«Дизайн-завод»: как небольшое местечко в Москве превратилось в арт-район

Psychologies
Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем? Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем?

Как пить так, чтобы не развилась алкогольная зависимость?

Psychologies
Синдром навязчивых грез: что это такое, симптомы расстройства, как избавиться Синдром навязчивых грез: что это такое, симптомы расстройства, как избавиться

Когда воображение уводит нас слишком далеко и как понять, что мы уже «не норм»?

Psychologies
Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой

Первый случай, когда синюю акулу пронзила меч-рыба, и она выжила

N+1
Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON

Последний шедевр ICON — восстановленный Jeep Cherokee

4x4 Club
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира

Удивительные праздники со всех уголков мира

ТехИнсайдер
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления

Чего вы не знали о лапше быстрого приготовления

ТехИнсайдер
«Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню «Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню

Чем автомобильные выхлопы вредят Эйфелевой башне?

ТехИнсайдер
Необычайные приключения одной теории Необычайные приключения одной теории

Почему теория Дарвина не дает покоя стольким умам, профессиональным и досужим?

Знание – сила
Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос

Маша Трауб — о том, как написать сказку, где танцуют макароны и котлеты

СНОБ
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Миллион голосов от Опры: как поддержка звезд меняла исход президентских выборов Миллион голосов от Опры: как поддержка звезд меняла исход президентских выборов

Когда Голливуд стал частью предвыборных компаний кандидатов в президенты США?

Forbes
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить Бюджет высоких обязательств: чем может обернуться желание государства больше тратить

Высокий уровень государственных расходов будет стимулировать рост зарплат

Forbes
Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых Актер Роман Маякин: мнение, что человек не меняется, считаю одним из самых глупых

Актер Роман Маякин — о собственном опыте в психотерапии и сериале «Триггер»

СНОБ
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Вы поразитесь! Вот для чего на самом деле была изобретена пузырчатая пленка Вы поразитесь! Вот для чего на самом деле была изобретена пузырчатая пленка

Раньше знаменитую «пупырку» использовали совершенно иначе

ТехИнсайдер
Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

Как организаторам «Формулы-1» удалось вернуть к ней интерес

Forbes
«Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями «Монстры у порога» — о чем поговорить с вампиром и другими тварями

Что скрывается за образом вампира, есть ли самобытность у российских монстров?

СНОБ
Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями

Почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно

Forbes
Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога

Эти очевидные советы могут спасти ваши отношения

Psychologies
Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни Не всегда голодный: 7 художников, которые были невероятно богатыми при жизни

Художники, которые не только создавали шедевры, но и зарабатывали на них

ТехИнсайдер
Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

N+1
Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей

Как предприниматель Евгений Федоров возвращает жизнь в родной Киржач

Forbes
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссер Михаила Цитриняка

Знание – сила
Открыть в приложении