С самолета на самокат
Как сервис Whoosh научился зарабатывать миллиарды на кикшеринге и чем ему грозит кризис.
Перед четырехэтажным кирпичным офисным зданием в одном из центральных районов Москвы стоят в ряд 20 желто-оранжевых электросамокатов. Есть они и внутри здания — на первом этаже у лестницы, в опенспейсах. Сотрудники увлеченно обсуждают, как «научить» их анализировать стиль вождения пользователей.
В этом здании находится офис российского сервиса кикшеринга (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление») Whoosh. Парковка заполнена самокатами. Сотрудники добирались на них до работы, объясняет сооснователь Whoosh, бывший топ-менеджер S7 Дмитрий Чуйко. За четыре года он вместе с партнерами сумел превратить электросамокаты в новый вид транспорта, привлечь миллиарды инвестиций и сделать кикшеринг прибыльным бизнесом.
Что помогло Whoosh стать одним из лидеров российского рынка кикшеринга, как на его бизнесе сказались попытки властей регулировать движение электросамокатов и каким основатели видят будущее в условиях кризиса?
Дмитрий Чуйко говорит, что в бизнесе Whoosh, часть которого связана со сборкой деталей для самокатов, ему помогает техническое образование. Он получил профессию инженера-технолога в Новосибирском техническом университете и первое время работал конструктором — создавал гусеничный вездеход для труднодоступных мест на севере. Работа была интересной, вспоминает Чуйко. «Но зарплаты, которую мне платили, хватало на проезд и две пачки гречки», — говорит он. Чтобы зарабатывать «нормальные деньги», Чуйко устроился менеджером по продажам в авиакомпанию S7 и задержался там на 15 лет. Сначала продавал турагентам софт для бронирования авиабилетов S7, затем возглавил направление всей интернет-коммерции авиакомпании и перебрался в Москву. В 2012 году направление выделилось в отдельную компанию — S7 Travel Retail. Чуйко стал ее гендиректором, а к 2017 году дорос до вице-президента по инновациям всей группы S7.
В процессе работы он много путешествовал по миру. В начале 2018 года в одной из деловых поездок в Сан-Франциско обратил внимание на обилие электросамокатов на набережной. Они принадлежали компании Bird — первому и самому крупному в США сервису проката самокатов с помощью приложения. Bird был запущен в сентябре 2017 года в Калифорнии, меньше чем за год привлек $415 млн инвестиций и получил оценку $2 млрд. Сегодня Bird присутствует в 400 городах мира.
В России электросамокаты тогда еще никто не сдавал в аренду с помощью приложения, и Чуйко увидел пустующую нишу. Вернувшись в Москву, он просчитал бизнес-модель будущего сервиса — для старта в тестовом формате с 50 самокатами необходимо было около $500 000. Его партнерами по запуску «аналога Bird» в России стали заместитель гендиректора S7 Travel Retail Егор Баяндин, руководитель корпоративного IT-интегратора S7 Олег Журавлев и бывший глава корпоративных продаж авиакомпании Сергей Лаврентьев.
Партнерам надо было закупить электросамокаты, разработать платформу для управления ими, приложение для пользователей и специальные IoT-модули (от англ. Internet of Things — «интернет вещей»). Последние превращали самокат в устройство, которое может принимать и передавать данные платформе для управления транспортными средствами. Они же связывали самокат с приложением, давали возможность разблокировать его при наведении камеры смартфона на QR-код и оставлять в любой точке города.
Предприниматели решили купить самокаты марки Xiaomi Mijia M365. Разработку приложения и платформы возглавил Баяндин, а для создания IoT-модуля наняли команду инженеров. Поначалу партнеры днем работали на основной работе, а «вечерами и ночами пилили стартап». К 2020 году Чуйко, Баяндин и Журавлев ушли из S7.