«Взять аскезу» на желание: как духовная практика превратилась в популярную сделку
Бум на «саморазвитие», которым многие увлеклись с приходом пандемии, принимает новый облик. Сегодня стали популярными упрощенные трактовки философских и религиозных аскетических практик. После снятия реальных ограничений люди начали накладывать их на себя сами. Но не безвозмездно — «брать аскезу» предполагается в обмен на желание. Forbes Life изучил природу этой практики и может ли она приблизить человека к его целям.
Каждый из нас хочет исполнения желаний, а современное общество ежедневно предлагает для них множество поводов. И если одни хотят мира во всем мире, то другим нужен Porsche к осеннему сезону. И для этого они готовы взять «аскезу на желание». Это слово уже пару лет можно услышать во многих беседах, а анализ статистики Google показывает неизменный рост количества поисков по запросу. Мысль отказаться от чего-то с целью исполнения мечты возникает из желания контролировать свою жизнь и события вокруг нее. В некоторых случаях важны не столько сам автомобиль или поездка мечты, сколько чувство безопасности, которое человек получает в результате «обмена». То, что объекты или эмоции достаются не бесплатно, только легитимизирует сделку. «С точки зрения экзистенциального анализа аскеза — это про чувствительность, чувства и ценности. Чтобы после перенасыщения, мы смогли снова почувствовать вкус жизни, нам нужно взять паузу, чем и является аскеза», — уверена психолог Юлия Морозова.
Forbes Life обратился к нескольким консультантам по принятию аскез в соцсетях. Средняя цена на их услуги зависит от ситуации, длительности, количества консультаций и масштаба самого желания. Элина Гладкова, предприниматель и владелица фитнес-студии, которая предлагает «достичь цели», озвучила такие тарифы: «Есть формат работы самостоятельный, есть в группе, а есть и личный. В зависимости от этого цена будет от 3999 рублей до 69 999 рублей». По словам Гладковой, в ее программах приняли участие более 3600 человек, а сама она практикует аскезу более 20 лет. Есть и наборные марафоны, где каждая часть оценивается отдельно, например, вебинар «Как брать аскезу и что она дает?» (вместо слова «цена» авторы указывают «ценность» вебинара — 2 500 рублей). Иногда за 3000 рублей можно купить участие в более обширной программе, где аскеза на желание будет лишь одним из блоков.
Отличить тех, кто действительно хочет провести клиента за руку (вне зависимости от результата) во время практики, от того, кто изначально задумал мошенничество — практически невозможно. «Заранее понять, кто коуч, а кто мошенник сложно, сама ситуация на рынке напоминает 1990-е, когда появилось множество «кашпировских» и «чумаков». Коучи оказывают услугу, люди несут деньги добровольно, поэтому обвинить их невозможно. Статья «Мошенничество» будет действовать только в том случае, если у клиента забрали деньги, а услугу не оказали. Есть еще статья 238 — ненадлежащее оказание услуг, но в ее случае необходимо доказать вред, причиненный именно действиями духовных провайдеров», — рассказывает адвокат Валентин Петров, партнер юридической фирмы ЕМПП.
В прошлом году Госдума создала рабочую группу по вопросам инфомошенничества, а вице-спикер Госдумы Борис Чернышов выразил обеспокоенность растущим рынком онлайн-продуктов. По его словам, «максимально быстрое изучение иностранных языков, способы сбросить или набрать вес, поднять самооценку, стать более успешным, умным, любимым и независимым» — все эти предложения могут привести «к трагедиям», если мотиваторами становятся аферисты. Онлайн-марафоны и консультации — это большой рынок в России, прибыль многих проектов исчисляется сотнями миллионов рублей.
От отказа до обмена: аскетические традиции прошлого и настоящего
Аскетизм в европейском культурном пространстве своими корнями уходит в греческую философию самоограничения и тренировки силы воли. Первые христиане взяли на вооружение античную практику, ограничивая как физические потребности тела, так и помыслы и желания, отказывались даже от собственности. В буддизме аскезы тоже применяются для духовного совершенствования и освобождения, в том числе и от земных страстей. Во многих восточных практиках понятие аскезы имеет отношение к накоплению внутренней энергии.
В современном ведическом подходе тоже присутствует понятие аскезы, хотя ее трактовки сильно различаются. Например, поклоняясь одному из божеств, можно просить о помощи в задуманном, ограничив себя в действиях, или, напротив, взяв дополнительные обязательства. Однако список того, с чем можно обращаться, не бесконечен. И вообще не всегда можно просить о материальном — это не карта желаний, а религиозные практики, направленные в первую очередь на заботу о душе.
С точки зрения общественной пользы о сознательном воздержании от благ рассуждал Макс Вебер в работе «Экономика и общество»: для него тот, кто ведет аскетичный образ жизни, — реалист. Впрочем, с Вебером бы мог подискутировать его современник Фридрих Ницше: по мнению философа фундаментальное опровержение пользы аскетизма лежит в деструктивности этой «победы над собой». Негативные последствия от нее распространяется даже на тех, кому она помогает, хотя для некоторых это единственный приемлемый вариант в моменте.