От «Рождения нации» до «Левиафана»: фильмы, которые изменили наш взгляд на мир
Кинематограф часто воспринимается как развлечение, средство для проведения досуга. Но есть фильмы, которые оказали влияние на реальную жизнь, на настроения масс людей, на политику, философию и судебные решения.
«Рождение нации», 1915
До выхода злополучных «Унесенных ветром» в 1939 году именно «Рождение нации» был самым кассовым фильмом в американском прокате и одним из первых, показанных в Белом доме перед государственными деятелями США. Однако об этой картине многие предпочли бы забыть, особенно сегодня, когда в США обострился расовый вопрос. В «Рождении нации» (первоначальное название — «Член клана») рассказывается история времен Гражданской войны. В финале картины происходит объединение белых людей Юга и Севера, а одними из героев фильма стали члены организации «Ку-клукс-Клан», печально знаменитой насилием в отношении чернокожих. «Рождение нации» послужил зарождению второй волны «Ку-клукс-клана».
«Триумф воли», 1935
После Первой мировой войны французский главнокомандующий маршал Фош сказал, что Версальский мир — это не мир, а перемирие на 20 лет. В этих словах была трагическая правда. В Германии были сильны реваншистские настроения. Ситуация обострилась в 1930-е годы, когда к власти в Третьем рейхе пришел Адольф Гитлер. Он понимал роль пропаганды для сплочения народа и превращения его в единый механизм. В этом ему помог и кинематограф, а именно — любимый режиссер фюрера Лени Рифеншталь. В 1934 году вышел ее фильм «Триумф воли», который был снят по заказу Гитлера. Фильм сработал именно так, как планировал Гитлер. Продвигаемые в нем идеи превосходства арийской расы и величия Германии сплотили и вдохновили немецкий народ. Если отойти от идеологии картины, «Триумф воли» повлиял и на мировой кинематограф. Методы съемки и монтажа, созданные Рифеншталь, до сих пор используются в кино и рекламе.
«Бэмби», 1942
Мультипликационный фильм «Бэмби» стал одним из самых трудоемких в производстве. Предложение о его создании режиссер получил в 1935 году. Уолт Дисней отличался перфекционизмом, и его студии пришлось придумывать новые приемы, чтобы герои выглядели натурально. Например, была сделана гипсовая копия головы Бэмби, благодаря которой оленьи рога смотрелись естественно в разных планах.