Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке
Руководитель компании Viewst в африканском регионе Наталья Вакалюк рассказывает, в каких странах Африки лучше вести бизнес, почему российские компании стремятся выйти на этот рынок и какие бизнес-привычки лучше забыть, если вы хотите там работать
Зарубежные СМИ давно пестрят публикациями о том, что Africa is the New China, а компании, в том числе и российские, начинают активно осваивать этот огромный рынок. Например, «Яндекс.Такси» уже работает в Гане и Кот-д’Ивуаре, «Додо Пицца» планирует открыть как минимум 20 своих ресторанов в Нигерии, российский разработчик программного обеспечения «Мой Офис» начал формировать партнерскую сеть по всей Африке, а Китай инвестирует десятки миллионов долларов в инфраструктуру африканских стран.
Неизведанный континент
Репутация у Африканского континента неоднозначная. Чаще всего из-за стереотипов, которые сложились в массовом сознании и транслируются в СМИ. Африка воспринимается как континент с очень бедным населением, высоким уровнем преступности, низким уровнем развития бизнеса. Однако это совсем не так.
Согласно данным Pew Research, к 2100 году население Африки составит 4,3 млрд человек — и континент станет самым большим по численности в мире. С одной стороны, быстрый рост населения наверняка обернется нехваткой продовольствия, огромными пробками и проблемами со здоровьем. Каждый раз в Найроби мне нужно от двух до четырех часов, чтобы добраться из аэропорта в отель по главной автомагистрали из-за огромных пробок. Ночью или воскресным утром от отеля до аэропорта можно добраться за 15–20 минут. С другой стороны, это создает возможности для переосмысления транспорта и улучшения качества жизни путем внедрения существующих в других странах концепций мобильности и создания мобильных сервисов, упрощающих жизнь.
Из 20 самых быстрорастущих экономик мира шесть находятся в тропической Африке (южнее Сахары) — это Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Бенин, Танзания и Гана. Однако наиболее привлекательны для бизнеса сейчас Кения, Нигерия и ЮАР. Последняя — самая развитая страна Африки с самыми высокими затратам на вход: чтобы переехать и запустить бизнес необходимо инвестировать в экономику около $360 тысяч и организовать вакансии для местного населения. В нигерийском Лагосе уже открылись офисы Google и Microsoft, что сказалось на инвестиционном климате. Кения же отличается невысокой стоимостью труда, большим