Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России
В последние годы кризисы следуют один за другим и отражаются в первую очередь на бизнесе. В том числе на музыкальной индустрии. Сегодня кажется, что возможность выжить в кризисное время имеют лишь большие корпорации, а в шоу-бизнесе — только крупные лейблы. Но несмотря ни на что, в стране продолжают появляться молодые и независимые музыканты, которые дают концерты, выпускают альбомы и выступают как на нишевых, так и на довольно больших фестивалях. Forbes Life решил выяснить, как им удается выживать в новых, далеко не самых благоприятных условиях.
Ситуация в музиндустрии до 2022 года
Музыка в России всегда была одной из самых громких и одной из самых сложных сфер бизнеса. Игроки индустрии и специалисты часто отказывались всерьез называть ее шоу-бизнесом, так как механизмы, придуманные и налаженные на Западе, откуда пришел этот термин, в силу разных причин не работали на российской почве.
Однако в 2021 году казалось, что ситуация идет на лад. Несмотря на пережитую пандемию — а возможно, отчасти и благодаря ей, — российский музыкальный бизнес начал соответствовать мировым параметрам. Его главными признаками, как писал в конце 2021-го Forbes, были рост недоверия к большим лейблам и переход на стриминги. Именно последние не дали запрету на живые выступления в 2020-м катастрофически отразиться на доходах большинства музыкантов.
Стриминги качественно изменили музыкальный рынок, сильно ослабив позиции так называемых пиратов, что самым заметным образом сказалось на доходах независимых музыкантов, не имевших прежде возможности бороться с нелегальным использованием своей музыки. Согласно оценкам Агентства креативных индустрий, с 2015 года стриминговый рынок ежегодно рос на 42%, а к позапрошлому году достиг в России объема $246 млн с количеством подписчиков 20 млн слушателей. Кроме того, важным и притом бесплатным каналом популяризации независимых артистов стала соцсеть TikTok, а едва ли не главным инструментом продвижения — одна из соцсетей, запрещенных в РФ в 2022 году.
В Москве в 2019 году был создан целый Институт музыкальных инициатив (ИМИ) — организация, которая не только изучала историю независимой музыки, выпускала на эту тему фильмы и книги, но и помогала артистам, в частности устраивая бесплатные резиденции. В 2022 году ИМИ закрылся.
Параллельно росло число фестивалей, в лайнапах которых были широко представлены инди-музыканты. К «Пикнику «Афиши», где, кроме всемирно известных хедлайнеров, выступали российские фрешмены, прибавился фестиваль «Боль», специализирующийся именно на независимых коллективах с вычурными для непривычного уха названиями. Оба фестиваля не проводятся с 2020 года.
Сегодня свою площадку для инди-артистов продолжают предоставлять фестивали «Дикая Мята» и «Стереолето». А небольшой инди-фест Motherland, появившийся больше 10 лет назад как ежегодное мероприятие одноименного паблика в VK, вырос до серьезного фестиваля с обширным лайнапом. В этом году он с успехом прошел в июле в Москве, и его хедлайнерами стали Тося Чайкина, Kedr Livansky, «Комсомольск», «Краснознаменная дивизия моей бабушки» и другие артисты и группы, завоевавшие действительно большую аудиторию всего за несколько лет.
Избавление от зависимости
Уход из России в 2022 году больших лейблов вроде Warner, Sony и Universal ощутили на себе уже известные коммерческие музыкальные проекты. Российские менеджеры иностранных корпораций смогли довольно быстро переориентироваться: в частности, экс-глава Atlantic Records Russia, подчинявшийся Warner Music, создал независимый лейбл Lotus Music, куда вошли такие артисты, как HammAli & Navai, Emin, Jony, ЛСП, Slava Marlow, Morgenstern (включен Минюстом в список иноагентов) и др.