Что такое хорошо. Как жить подросткам в мире, где нет опоры
Герои нового рассказа психолога Катерины Мурашовой, молодые люди от пятнадцати до семнадцати лет, ищут ответы на базовые вопросы: в чем смысл жизни, как правильно ее прожить и на что ориентироваться
Я сама — немолодой человек, и круг общения у меня во многом (хотя и не исключительно) соответствующий моему возрасту. Поэтому мне очень часто приходится слышать и читать: ох, эти современные дети, подростки, молодые люди! Они:
- абсолютно не ценят то, что делают для них родители и вообще старшие, воспринимают все даваемые им блага как «само собой разумеющееся»;
- не умеют ждать и трудиться, хотят сразу много зарабатывать;
- не признают авторитетов, не чувствуют естественной иерархии;
- не способны долго на чем-то сосредотачиваться, потому что имеют пресловутое «клиповое мышление»;
- не хотят от жизни, в сущности, ничего, кроме как лежать на диване со смартфоном в руках;
- из-за повсеместного условного ЕГЭ не умеют думать вообще, а умеют только «ставить галочки в нужном месте».
Все это я слушаю и читаю многократно. Мои саркастические отсылки к той вроде бы всем известной клинописной глиняной табличке возрастом без малого четыре тысячи лет, где описаны приблизительно эти же проблемы, не помогают. Табличку эту никто из моих собеседников и корреспондентов не видел и не читал. А дети и подростки — вот они, только отвернешься, уже лежат на диване с телефоном и смотрят дурацкие ролики. Да и молодые сотрудники-коллеги радуют своим кругозором и трудолюбием далеко не всегда…
Ужасная молодежь! Куда мы катимся?
Я не социолог, не владею никакими статистическими данными и вообще по типу деятельности абсолютно не теоретик. Я практик, но практик с огромным стажем. И мои ежедневные встречи с подростками и молодыми людьми убеждают меня в том, что они по-прежнему глубоко и внимательно размышляют над нашим миром и размышляют подчас весьма интересно. Ставят перед собой сложные и важные вопросы, приносят их мне, и я далеко не всегда могу компетентно и исчерпывающе на них ответить.
Когда рассказываю об этом родителям, они часто смотрят на меня, не скрывая своего недоверия и даже подозрительности:
— А почему это он со мной никогда ни о чем таком не говорил и никаких таких вопросов не поднимал?
Мое мнение: это связано с тем, что коммуникации современных родителя и подростка зачастую бывают очень обеднены формулой «положи телефон, ты уроки сделал, ты вообще думаешь о том, что тебе экзамены сдавать, разобрал бы лучше этот бардак у себя в комнате, ты меня вообще слышишь, да положи ты этот телефон, я его скоро вообще об стену разобью».