Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать
Огнетушитель, как и аптечка — из тех вещей, которые могут никогда не понадобиться. Но если беда все же случилась, от их наличия может зависеть жизнь
Виды автомобильных огнетушителей
Глобально в мире портативных средств борьбы с открытым огнем ничего не меняется вот уже несколько десятилетий. Несмотря на некоторое разнообразие огнетушителей вообще (из малоизвестных есть воздушно-эмульсионные, воздушно-пенные, хладоновые и даже водные), основных видов огнетушителей для автомобиля по-прежнему два: углекислотный и порошковый. Споры о выборе будут всегда, однако давно известны объективные плюсы и минусы обоих. Об этом будет сказано ниже, а пока рассмотрим ключевые особенности «конкурентов».
Углекислотный (ОУ — огнетушитель углекислотный)
Как понятно из названия, веществом подавляющим пламя является углекислота — СО². В баллоне она хранится в жидком виде под давлением, а выходя наружу мгновенно конденсируется. При этом возникает двойной эффект: резкое локальное понижение температуры (до -75 градусов) и образование негорючей газовой среды в месте распыления. За счет суммирования этих факторов и производится угнетение открытого огня.
- В главный плюс углекислотных огнетушителей можно записать отсутствие серьезных последствий для предметов вокруг очага возгорания. А также зачастую более продолжительный, нежели указано на заводской этикетке, срок хранения — главное, чтобы баллон и запорно-пусковое устройство были изначально герметичными. Известны случаи успешной сработки даже 20-летних углекислотников. Но надеяться на это ни в коем случае не стоит все равно.
- Минусов у углекислотных огнетушителей тоже хватает. Во-первых, они значительно (примерно в 2 раза) тяжелее аналогичных по габаритам порошковых собратьев. Связано это с гораздо более высоким давлением внутри самого баллона — разница достигает 3-х раз. Соответственно, требуются намного более прочные, а значит и толстые стенки, что напрямую влияет на вес. Также нередко следствием неаккуратного обращения являются холодовые травмы (ожоги) самого оператора. Но, что еще важнее — в большинстве тестов на симуляцию возгорания в подкапотном пространстве углекислотные огнетушители по сумме качеств проигрывают порошковым. Да и в характеристиках (классах) многих бытовых ОУ прямо указывается на неспособность эффективно противодействовать возгоранию твёрдых тлеющих поверхностей.
Порошковый (ОП — огнетушитель порошковый)
Главное действующее вещество — порошок. Химический состав может варьироваться, обычно это карбонатные и бикарбонатные соли натрия и калия, или хлориды натрия/калия. А также прочие труднопроизносимые компоненты, едва ли что-то говорящие не осведомленному в химии пользователю — типа диаммонийфосфатов. Главное понимать суть: тушит порошковый огнетушитель, не вытесняя кислород и заодно охлаждая среду (как углекислотники), а буквально укрывая очаг возгорания плотным слоем порошка. Порошок выталкивается под давлением относительно небольшого количества содержащегося в баллоне газа.