Деньги есть, а инвестиций нет. Что делать стартапам, которые надеялись на привлечение капитала
Во время пандемии большинство инвесторов выбрали выжидательную позицию, чтобы снизить свои риски. И многим стартапам, которые рассчитывали на сторонние вливания капитала, приходится менять свою стратегию. Инвестор Алекс Лазовский и ИТ-предприниматель Антон Смирнов рассуждают, действительно ли каждый стартап нуждается в инвестициях на ранних стадиях, или в непростое коронакризисное время стоит сконцентрироваться на других вещах.
Трезво оцените состояние рынка
Алекс Лазовский, инвестор и управляющий партнер венчурного фонда Scale-Up в Кремниевой долине
В конце 2019 года рынок стартапов взбудоражила новость о том, что объем так называемого сухого пороха, то есть капитала венчурных фондов, который пока никуда не вложен, достиг рекордного уровня и составил 276 миллиардов долларов. За первое полугодие эта цифра выросла, и сегодня у венчурных фирм США накопилось порядка 300 миллиардов. Кажется, что наступило золотое время: денег много, нужно ловить волну.
Однако как раз сейчас большинству нет смысла идти за инвестициями. Во-первых, во втором квартале 2020 года объем венчурных инвестиций сократился почти на 13% по сравнению с тем же периодом 2019-го. Количество сделок при этом упало на 26,5%, а в стартапы на ранних стадиях инвестируют почти вдвое реже. Во-вторых, венчурные инвесторы в принципе не торопятся предлагать стартаперам свои деньги. Никто не хочет рисковать. Все стали более консервативными и готовы вкладывать капитал только в низкорискованные бизнесы, которые растут и преуспевают. Это точно не большинство стартапов.
Скорректируйте планы
Коронакризис повлиял на всех и почти наверняка отразился на вашем бизнесе тоже. Пока все были заняты вопросами выживания и поиском выхода из тупика, времени на спокойную оценку ситуации не было. Сейчас же она немного стабилизировалась, а значит, пора трезво взглянуть на вещи.