Шэринг по-новому: как оставить науку ради сервиса аренды электросамокатов и зарабатывать 2,6 млн рублей в месяц
Ксения Прока и ее проект «Мой самокат» вошли в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучшее бизнес-решение». Когда запуск сервиса аренды самокатов оказался под угрозой из-за введенного режима самоизоляции, начинающая предпринимательница придумала таргетироваться на курьеров. В итоге за два первых месяца работы проект стал безубыточным.
«С наукой в России я уперлась в потолок, поэтому у меня было два варианта: либо поступать на PhD и развивать академическую карьеру за рубежом, либо искать себя в другой сфере дома», — рассказывает Ксения Прока, основательница сервиса «Мой самокат». В итоге переезжать в США на докторскую программу девушка все-таки не стала: не захотела оставлять родственников и препятствовать развитию бизнеса мужа в России.
Прока проработала восемь лет в Институте международной экономики и финансов ВАВТ: с 2014 года — младшим научным сотрудником, а с 2019 года — заместителем директора. Тем не менее, ни регулярные зарубежные командировки, ни стабильная зарплата в 200 000 рублей не удержали ее на престижной работе. «Я не тот человек, которого можно мотивировать зарплатой: для меня самое важное — это вклад, который я могу принести этому миру», — говорит Прока. В феврале 2020 года она уволилась и к марту начала развивать собственное дело — сервис аренды электросамокатов.
У предпринимательницы не было никакого опыта в бизнесе, поэтому первое время ей помогал муж: сейчас он параллельно развивает свое направление в сфере общепита и участвует в управлении компанией супруги.
Новая бизнес-модель и запуск в пандемию
О создании своего бизнеса в области электросамокатов супруги начали задумываться еще три года назад. Интерес к самокатам возник достаточно спонтанно, когда они думали об открытии собственного дела: это новое на тот момент направление показалось им достаточно перспективным. Сначала они хотели открыть офлайн-магазин, но решили, что конкурировать с онлайн-площадками, которые зачастую предлагают более дешевые самокаты из-за серого импорта, вряд ли получится.
Идея с арендой пришла после похода в «МВидео». «Мы поняли, что не готовы покупать себе электросамокат больше, чем за 20 000 рублей: мы никогда им не пользовались и не до конца уверены в его технических характеристиках. При этом, аренда помогла бы понять, насколько подходит этот вид транспорта не только нам, но и другим людям», — рассказывает Прока. Так после увольнения из научного института девушка начала развивать свой бизнес.
Основное отличие стартапа от конкурентов заключается в том, что сервис предлагает помесячную аренду транспортного средства от 2700 рублей/месяц (около 4,6 рублей/час), а не поминутную как, например, кикшеринг-компании вроде Whoosh или Samocat Sharing (средняя стоимость их сервисов составляет от 5 рублей/минута, то есть не менее 300 рублей/час). Заявку на электросамокат пользователь оставляет онлайн, а устройство привозят ему на дом или в офис. В стоимость услуги также входят заботы по ремонту транспортного средства в случае поломки; зарядка самоката ложится на плечи арендатора.
«Есть ощущение, что срок окупаемости у модели помесячной аренды будет достаточно долгим. Я уверен, что такой проект найдет свою аудиторию, но насколько большой она будет и какой размер рынка у такого проекта, пока сказать сложно», — комментирует бизнес-модель проекта Дмитрий Чуйко, один из основателей сервиса Whoosh. Вопреки этому мнению, «Мой самокат» вышел на точку безубыточности уже в июне — спустя два месяца после начала работы.