В поисках утраченной
Радость – чувство неуловимое и мимолетное. Неизвестно откуда приходит и непонятно почему пропадает. Причем с годами приходит всё реже, а пропадает чаще. Особенно это заметно в праздники, когда и елка пахнет автомобильным ароматизатором, и мандарины не такие оранжевые. Какому Деду Морозу писать письма, чтобы вернуть нашу радость обратно?
Пора-пор-пора бы
В детских воспоминаниях праздник хорош уже потому, что он праздник. Всё какое-то торжественное, необычное, родниковой водой умытое: и крахмальные скатерти, и пускающий солнечные зайчики хрусталь на столе, и банки горошка с заграничной надписью в холодильнике, и мамино платье с пышной юбкой на плечиках в шкафу, и собственное, блестящее – в детской на стуле. Мы редко фиксируем момент, когда радость начинает тускнеть и вянуть, будто роза у диснеевского Чудовища, но он неизбежно наступает – вместе с взрослением. Почему так происходит?
У детей особенное восприятие времени, они тесно связаны со своим «сейчас». Каждый день ожидания праздника для малышей наполнен радостью, причем не той, что наступит 31 декабря, а проживаемой, поэтому во всем мире так популярны детские адвент-календари, которые искусно подогревают это « счастье в моменте». С каждым новым окошечком и фигурной шоколадкой восторг растет, увеличивается, крепнет. У взрослых же всё несколько иначе. Отличное описание этому дал профессор психологии Гарвардского университета Дэниел Гилберт в книге «Спотыкаясь о счастье»: «Мы полагаем, что чувства, которые мы испытываем, воображая будущее, – те самые чувства, которые мы будем испытывать, когда туда попадем». Как всё выглядит на практике? Мы буквально вносим пункт «Прийти в восторг и умиление» в свой календарь и планируем сделать это в определенный день, по определенному поводу: в стиле «Не трогай радость – это на Новый год!».
Процесс подготовки к праздникам или важным мероприятиям превращается в рутину и переживается как малозначимое и утомительное событие. Убрать, заказать, украсить, приготовить и посадить сорок розовых кустов. А уж потом, в час X, мы достанем подарки из шкафа, вино из холодильника и пора-пора-порадуемся – грандиозно и вдохновенно, иначе зачем были вообще нужны все эти терзания?
Но, как известно, чем больше раздуты ожидания, тем сильнее разочаровывает реальность. За годы утраченных иллюзий скапливается не меньше, чем пыльных подарочных свечек. Воспоминания о самых ужасных торжествах накладываются друг на друга, и, едва приступив к новогодней гонке, мы уже предвидим провал. Какая уж тут радость!
Давай, просыпайся
Чтобы снова испытать праздничный восторг, надо пробудить в себе ту веселую детскую часть, что ликовала при виде всего и всех, или притушить взрослую. Начнем с первой.
Как известно, за спонтанность, игру и удовольствия отвечает наш Внутренний Ребенок. Призвать его к ответу можно так: вспомни, что именно тебе доставляло радость в детстве. Как правило, это были какие-то очень простые вещи: мороженое вместо обеда, интересная книжка вместо скучной домашки, разрешение слизать крем с венчика, громкое пение по пути из школы (а солнце светит, а снег искрится, а собака смешно гоняется за хвостом!), кино про гостью из будущего. Составь список таких вещей – гостей из прошлого – и делай то, что любишь: каждый день или хотя бы по выходным. Если ни один пункт не порадовал, есть другой вариант: отслеживать в себе малюсенькие искорки желаний и раздувать их, какими бы бессмысленными они ни казались. Отнесись к этому как к игре, челленджу, а взрослой своей части расскажи, что такой метод тебе прописал психотерапевт. Главное условие – не откладывать и не ждать подходящего момента.