Клуб самоучек. Разговор режиссера Ильи Найшуллера с художником Александром Sub Sensus — о том, как нырнуть в бассейн с головой, не умея плавать
Диджитал-художнику Александру Sub Sensus было 7 лет, когда он впервые увидел фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» и решил, что хочет делать визуальные эффекты для кино. К 15 годам Саша освоил свою первую программу по созданию трехмерной графики Cinema 4D, а через полтора года уже зарабатывал на этом деньги. Учеба при этом не заладилась — видеоуроки на YouTube, старый добрый метод тыка и нетворкинг через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) оказались гораздо эффективнее. Так, к 19 годам у Саши в портфолио — графика для клипа Giv No Fxk американских рэперов Трэвиса Скотта, Migos и Young Thug, сотрудничество с такими артистами, как Kris Wu, Dua Saleh и Alina Baraz, а также диджитал-обложка для российского Esquire.
Главным визуальным впечатлением детства для Ильи Найшуллера стал клип Sabotage группы Beastie Boys, снятый режиссером Спайком Джонзом и похожий то ли на мини-фильм, то ли на рекламу старого коп-шоу. Так вышло, что жизнь Ильи теперь связана и с клипмейкингом, и с рекламой, и с режиссурой. Но прежде чем прийти в большой кинематограф, снять нашумевший «Хардкор» и кассовый американский боевик «Никто» с голливудскими звездами первой величины, Найшуллер успел бросить два института и поработать на съемочной площадке в должности «парень, принеси кофе».
Оба героя — самоучки, которые решили пойти своим путем и сразу нырнуть в бассейн с головой. В совместном проекте Esquire, The Blueprint и Pasha de Cartier Саша и Илья сверили часы и рассказали, как они чувствуют себя в свободном плавании.
Илья
Ты когда-нибудь делал клип целиком?
Александр
Нет. Но у меня был недавно опыт создания большого тизера-видео для одного артиста, где я продюсировал все, вплоть до музыки, но он не вышел.
Илья
Почему?
Александр
Артиста обвинили в харассменте.
Илья
Какого артиста?
Александр
Китайского. Криса Ву.
Илья
Me Too — правильное движение. Меня, кстати, тоже коснулось: большого продюсера, для которого я писал сценарий, обвинили в харассменте. В итоге дело разрешилось в его пользу, но осадочек остался, и проект заморозили. Но любая социальная революция невозможна без того, чтобы страдали невинные головы. Я решил, что это все равно хороший опыт. По крайней мере, я написал интересный сценарий.
Александр
У меня то же самое было.
Илья
Тебе заплатили за работу?
Александр
Да, но это странно. Вроде заплатили, а никто и не увидел.
Илья
Да, ты не получил выхлопа, энергия ушла в пустоту. Энергообмен — важная часть творческого процесса. Ты отдаешь частичку себя и взамен получаешь реакцию. Тебя лишили второй составляющей, это жестко.
Александр
Для меня это был очень сложный проект. Я был на грани выгорания. Думал, что сделаю и справлюсь, а тело периодически выдавало реакцию: нет, ничего ты не сделаешь, дай вздохнуть.
Илья
Просто нужно сдать проект, потом — отдыхать. Я сутками не сплю в период сдачи. Сутками не сплю, а потом сплю. Выгорание — это реальная штука. Надо чуть-чуть рассчитывать силы. Это придет с опытом. Сколько ты уже этим занимаешься?
Александр
Где-то четыре года.
Илья
Сколько понадобилось времени, чтобы ты начал на этом зарабатывать?
Александр
Где-то полтора года. Первые деньги совсем небольшие были.
Илья
Ты же самоучка?
Александр
Да, YouTube и метод тыка.
Илья
А почему 3D-графика?
Александр
Мне захотелось этим заниматься после того, как я увидел в детстве закадровые работы над 3D-графикой для фильма «Аватар».