Исследование: россиянки начинают бизнес из-за безработицы и идут на глобальный рынок
По данным ежегодного международного исследования Global Entrepreneurship Monitor, каждый третий владелец растущего бизнеса в мире — женщина. Помимо традиционных торговли и сферы услуг женщины активно осваивают обрабатывающую промышленность и транспорт. Многие начинают свое дело вынужденно — из-за нехватки рабочих мест и бедности. Разбираемся, как устроено женское предпринимательство в мире и в России
Global Entrepreneurship Monitor (GEM) начался в 1999 году как совместный исследовательский проект Babson College (США) и Лондонской школы бизнеса (Великобритания). Первое ежегодное исследование охватило 10 стран; с тех пор их число увеличилось до 115. Сейчас GEM — это сетевой консорциум национальных команд, связанных с ведущими академическими учреждениями. Это глобальный исследовательский источник, который собирает данные о предпринимательстве напрямую от владельцев бизнесов и проводит исследует предпринимательские экосистемы по всему миру.
По данным GEM, в 2020 году во всем мире в около 274 млн женщин запускали стартапы, 139 млн женщин управляли уже устоявшимися бизнесами и 144 млн женщин были неформальными инвесторами. Самый высокий уровень владения бизнесом женщинами (6,9%) — в Центральной и Восточной Азии (для мужчин этот показатель составлял 11,9%).
Кто и почему начинает бизнес
О намерении открыть свой бизнес в ближайшие три года сообщает каждый четвертый мужчина и каждая пятая женщина в мире. Страны с низким и средним уровнем дохода продемонстрировали самый высокий уровень предпринимательских намерений и деловой активности и были ближе к гендерному паритету, чем страны с высоким уровнем дохода.
Мотивация к открытию бизнеса у мужчин и женщин, как правило, одинаковая, в основном это нехватка рабочих мест (о ней говорят 75% женщин и 70% мужчин). Женщины и мужчины в странах с низкими доходами с одинаковой вероятностью сообщают, что они начали бизнес, рассчитывая хорошо заработать (около 70%); в странах с низкими доходами такая мотивация у женщин встречается реже. Женщины и мужчины примерно с одинаковой вероятностью сообщают, что занимаются бизнесом, чтобы изменить мир к лучшему (47 и 48% соответственно) — эта мотивация характерна для стран с высоким уровнем дохода. Кроме того, примерно треть женщин и мужчин занимаются бизнесом, продолжая семейные традиции (32 и 33% соответственно).
Во всем мире 30,2% опрошенных женщин-предпринимателей (и 48% мужчин-предпринимателей) предполагали нанять шесть или более сотрудников в ближайшие пять лет. Авторы исследования подчеркивают: говоря о женском предпринимательстве, важно делать фокус на развивающихся отраслях и растущих компаниях, потому что именно они создают новые рабочие места.
Какими компаниями управляют женщины
Во всем мире компании, управляемые женщинами, как правило, меньше, чем компании, управляемые мужчинами. Женщины чаще, чем мужчины, работают как индивидуальные предприниматели, без соучредителей или сотрудников (36,6% против 24,6%). Чем больше в компании сотрудников, тем меньше вероятность, что ею руководит женщина.