Беспилотное путешествие из Петepбургa в Мoскву
Из северной столицы по платной трассе М11 выехал автомобиль без водителя. Доедет ли он до Москвы, и если да, то в каком году? Решаем непростую задачу прямо в кабине беспилотного грузовика StarLine

Как и положено в Питере, дождь лил всю ночь, а утро на испытательном полигоне оказалось хмурым. Мимо проехал бело-сине-оранжевый тягач Mercedes с надписью «Беспилотный» над лобовым стеклом. «Так он же с водителем!» — воскликнул фотограф Виктор, не скрывая разочарования. Расстраиваться не стоило. Во-первых, это был оператор: он хоть и сидит на водительском месте, но к органам управления практически не притрагивается. Во-вторых, робот не пригласил бы нас в кабину, чтобы спрятаться от дождя, а человек пригласил.
Оператором оказался Илья Никифоров, руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн». «Технологическая сложность решений, которые требуются для достижения результата, оказалась сильно выше большинства ожиданий, — тут же принялся рассказывать Илья. — К тому же на пути прогресса встала пандемия, новая политическая реальность и связанные с ней процессы деглобализации. Приостанавливаются многие международные проекты, связи между командами из разных стран рвутся, сокращаются некоторые инвестиции. Но рынок продолжает развиваться, и мы не останавливаем работу».
А еще с мая 2022 года государство не стало продлевать российским разработчикам — всем, кроме «Яндекса», — экспериментальный правовой режим (ЭПР), который разрешал беспилотникам выезд на дороги общего пользования. Испытания грузовика StarLine проходят на полигоне, к нему же временно оказались прикованы и роботизированные легковушки StarLine. В предыдущие годы они успели показать замечательные результаты.
Легковое начало
С 1988-го НПО «СтарЛайн» создает охранные системы для автомобилей. Но защита на стоянке — только полдела, и в компании решили присмотреться к движущемуся транспорту. «Это был 2017 год, и начиналось все просто, — вспоминает Илья Никифоров. — Купили Skoda Superb, сравнительно недорогую модель с полностью цифровым управлением. Только немного пришлось повозиться с тормозами. Чуть позже появился Lexus».
На двух машинах испытывали разные открытые платформы для разработки, Apollo и Autoware AI, но от них очень быстро отказались. Уже в 2019-м оснащенная старлайновская Skoda Superb, на которой использовалось собственное ПО компании, победила в соревнованиях «Зимний город» в Московской области. От беспилотников требовалось проехать 50 км по полигону быстрее трех часов, соблюдая ПДД, в сложных погодных условиях, через тоннели и перекрестки, пешеходные переходы и другие препятствия. Ни одна из команд не справилась с задачей полностью, но результаты беспилотника от «СтарЛайн» оказались лучшими.