Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1898-1914
С 1898 года был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Точнее, их было гораздо больше, но многие не признавались различными федерациями, иные замерялись с нарушениями, и так далее.
Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:
1) 1898 – 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 – 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.
Я решил написать об этом рекордном безумии серию иллюстрированных постов.
Итак, I период. 1898-1914. Рекорды с №1 по №24.
1. Первый официально зарегистрированный рекорд скорости для автомобиля установил французский граф Гастон де Шаслу-Лоба (Gaston de Chasseloup-Laubat) 18 декабря 1898 года на электромобиле Jeantaud Duc. Рекорд составил 63,15 км/ч. На тот момент этот рекорд не являлся абсолютным рекордом скорости на суше – последний принадлежал рельсовому транспортному средству, британскому паровозу #41 железной дороги Bristol & Exeter Railway, и составлял 131,6 км/ч.
Вот так выглядел первый в истории рекордный автомобиль Jeantaud Duc. Пока ещё в серийной конфигурации.
2. Второй официально зарегистрованный рекорд скорости для автомобиля поставил бельгийский гонщик Камиль Женатци (Camille Jenatzy) месяцем позже – 17 января 1899 года на серийном электромобиле CGA Dogcart. Рекорд составил 66,66 км/ч.
Вот Женатци позирует за рулём:
3. Третий рекорд скорости снова установил Гастон де Шаслу-Лоба, причём в тот же день, 17 января 1899 года! Он снова стартовал на Jeantaud Duc и достиг скорости 70,31 км/ч.
4. Четвёртый мировой рекорд скорости снова поставил Камиль Женатци спустя 10 дней после второго рекорда де Шаслу-Лоба, 27 января 1899 года на электромобиле CGA Dogcart он разогнался до 80,35 км/ч.
5. Пятый мировой рекорд скорости снова поставил Гастон де Шаслу-Лоба – это была напряжённая борьба между французом и бельгийцем. 4 марта 1899 года всё на том же Jeantaud Duc он сумел разогнаться до сумасшедших 92,78 км/ч. Именно в этом заезде на Jeantaud появился обтекаемый кожух – без усовершествований превзойти достижение Женатци уже не получалось.
Вот перед нами Jeantaud Duc с де Шаслу-Лоба за рулём – после финальной попытки. Как мы видели ранее, в серийном варианте у автомобиля тупой нос – но для скорости на него поставлен треугольный рассекатель. Эту модификацию в литературе называют Jeantaud Duc Profilée.
Внешний вид автомобиля:
После окончательного проигрыша Женатци в апреле того же года де Шаслу-Лоба бросил рекордные попытки; он умер в 1903 году в возрасте 36 лет от пневмонии.
6. Шестой рекорд скорости опять же «перехватил» Камиль Женатци – 29 апреля 1899 года. На электромобиле La Jamais Contente, что переводится как «Вечно недовольный» он стал первым человеком, сумевшим преодолеть барьер в 100 км/ч на автомобиле – он разогнался до 105,882 км/ч. Надо сказать, что тремя годами позже Женатци во время попытки побить свой же рекорд на «Серполле» попал в аварию и потерял руку, что не помешало ему ещё годом позже выиграть престижнейшую гонку Gordon Bennett Cup. Умер он в итоге не своей смертью – погиб в 1913 году от несчастного случая на охоте; ему было 45 лет. Незадолго до смерти он пошутил, что умрёт в «Мерседесе»; его друг случайно выстрелил в направлении птичьего крика, который издавал Камиль, чтобы привлечь дичь. По иронии судьбы автомобиль, на котором его везли в больницу – и в котором он умер по дороге, – был именно «Мерседесом».
Вот перед нами La Jamais Contente и его водитель. Бельгийский электромобиль – это настоящий болид, первая в истории гоночная машина со специально спроектированным для гонок обтекаемым кузовом.
Автомобиль сохранился до наших дней и постоянно экспонируется в Национальном автомобильном музее в Компьенском дворце (Пикардия, Франция). Он на ходу и иногда принимает участие в заездах старинных автомобилей.
7. Рекорд Женатци держался относительно долго. Седьмой рекорд скорости был установлен лишь три года спустя французским пилотом и автоконструктором Леоном Серполле (Léon Serpollet) . 13 апреля 1902 года на Английской набережной в Ницце он разогнался до скорости 120,80 км/ч на паровом автомобиле собственной конструкции Oeuf de Pâques («Пасхальное яйцо»). Для Серполле это был заезд-реклама его компании, сам он не был профессиональным рекордистом. Скончался он в 1907 году в возрасте 48 лет.
Вот перед нами Леон Серполле забирается в «Яйцо».
8. Восьмой мировой рекорд скорости установил 5 ноября 1902 года американский бизнесмен, носитель знаменитой фамилии Уильям Киссем Вандербильт II (William Kissam Vanderbilt II). Его Mors Z Paris-Vienne был первым рекордным автомобилем, оснащённым двигателем внутреннего сгорания. Рекорд составил 122,44 км/ч.
Перед нами Уильям Вандербильт II на своём «Морсе».