Три ступени. Forbes представил рейтинг франшиз — 2018
Forbes впервые представляет рейтинг франшиз с разбивкой на группы в зависимости от суммы инвестиций в одну точку
Последние семь лет франчайзинг в России активно развивается — число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. Причиной роста, как ни странно, послужил кризис 2014-го: собственники бизнеса ищут новые способы получения дохода. «Когда операционной прибыли не хватает, запускают кейтеринг, доставку, франшизу», — объясняет Ирина Авруцкая, бизнес-консультант и основатель Like4Like Foodservice Consulting. Есть еще одна причина: крупные игроки, которые за 10 – 20 лет создали свои сети, устали заниматься операционным управлением, готовы делиться опытом и выстраивают собственную модель ведения бизнеса. Сегодня в России около 1450 брендов франшиз и более 50 000 франчайзи. РАФ оценивает объем рынка в $350 – 500 млн (с учетом «серого» сегмента) — сумма колоссальная, но до США, родины франчайзинга, пока далеко.
Американская компания FRANdata насчитала в Штатах порядка 3 800 брендов франшиз. По мнению исследователей, это на уровне рекордного максимума или вблизи него, причем во многом из-за неверного представления, что франчайзинг — самый простой, дешевый и быстрый способ развития бренда. Разумеется, речь идет о франчайзи-партнерах, желающих заработать на уже обкатанной бизнес-идее. Но быть предпринимателем и быть франчайзи — не одно и то же. «[Франчайзи] нужно уметь работать в предлагаемых обстоятельствах и подстраиваться под систему владельца бренда», — предупреждает Сергей Зайцев, глава «Росинтер Ресторантс Холдинг» («IL Патио», Costa Coffee, TGI Fridays, а также «Макдоналдс» в Пулково и Шереметьево). Покупка франшизы может стать верным шагом для начала собственного бизнеса, но ставки высоки. Чтобы помочь потенциальным франчайзи соотнести риски с выгодой, Forbes представляет 30 франшиз, сгруппированных по объему инвестиций в одну франчайзинговую точку: крупные — 5 – 25 млн рублей, средние — 1 – 5 млн рублей и малые — до 1 млн рублей.
Голодные франчайзи
Как правило, предприниматель ориентируется на бюджет, условия франчайзингового пакета и перспективу возврата инвестиций. Одни из самых дорогих франшиз — точки общепита. Их стало заметно больше в последние годы, они занимают 35 –37% франчайзинга в России, оценивает РАФ. Этот тренд хорошо заметен в первой группе рейтинга, где 5 из 10 участников — рестораны, пиццерии, кафе. Открытие food-франшизы обходится предпринимателю в среднем в 10 – 15 млн рублей. Причем неважно, российский это бренд, как «IL Патио», или международный вроде Papa John’s. Выручка с одной точки — от 30 млн рублей, но и срок окупаемости около трех лет, а прибыль на уровне 10–12% в год.