Бокал за ужином не повредит: что такое высокофункциональный алкоголизм
«Минздрав предупреждает: употребление алкоголя вредит вашему здоровью» и «безопасной дозы не существует» — фразы, известные всем. Тем не менее, обывательские мнения вроде «бокал за ужином ни на что не влияет» и «я могу тут же перестать пить, если захочу» распространены не меньше. Что такое высокофункциональный алкоголизм и где грань между осознанным потреблением и отрицанием зависимости, разбирается практикующий психолог Екатерина Давыдова.
«Ты приходишь в ресторан. Ты берешь бутылку вина или ты пьешь коктейли, вкусные, классные. Тебе не хочет ходить в рюмочную — тебе хочется ходить в красивые места, с красивыми людьми, красивыми коктейлями. Дома тебе хочется пить хорошее вино», — так в подкасте «Зависимость» описывает свои отношения со спиртным креатор и продюсер Геля, которая, по ее словам, всегда представляла алкоголика как соседа Кузьмича, валяющегося пьяным под лавкой.
«Были моменты потери контроля, но ничего страшного не случалось: напился у себя дома, пьяный пришел в кровать, лег спать — с утра проснулся, похмелье, очень плохо работал. Вот, собственно, и вся моя история — ничего более трагичного, чем это не случалось. Я понимаю, что для большинства людей — это вполне терпимо. Обычное дело. Обычная пятница», — продолжает предприниматель Андрей Дороничев в выпуске, посвященном высокофункциональному алкоголизму. Это понятие ввели в оборот в 2007 году ученые американского Национального института по борьбе со злоупотреблением алкоголем, заявив, что в США «почти 20% больных алкоголизмом высокофункциональны, достаточно образованы и имеют хороший доход».
В целом так называемый «высокофункциональный алкоголизм» — размытое понятие. Традиционно под ним действительно понимают недуг тех, кто, имея признаки зависимости, продолжает функционировать в социуме, выполнять повседневные обязательства на работе и дома. Признать наличия проблемы для этой группы непросто, ведь всегда найдутся аргументы вроде «это никак не портит мою жизнь».
Тем не менее, есть ряд признаков, осознав которые определенно стоит бить тревогу:
- Проблемы с контролем потребления алкоголя, даже после того как был обозначен некий лимит по планируемой порции, сумме трат на напитки;
- Навязчивые мысли о выпивке: когда, где и с кем это планируется делать в следующий раз;
- Нехарактерное поведение по сравнению с трезвым состоянием;
- Отключение сознания, когда не получается вспомнить, что происходило во время употребления.
Кроме того, стоит серьезно насторожиться, если вы:
- Видите юридические проблемы (например, штрафы, аресты за пребывание в нетрезвом виде, неразумные траты по кредитным картам в состоянии опьянения);
- Используете алкоголь, чтобы заснуть;
- Выпиваете в одиночестве, прячете алкоголь;
- Злитесь, когда вам указывают на факт зависимости.
С высокофункциональным алкоголизмом в некотором смысле схож термин «социальный алкоголизм». Московский департамент здравоохранения поясняет, что это явление распространено даже среди тех, кто не считает себя пьющими. Употребление спиртного при этом регулярное (по выходным, вечерам, праздникам), а человек становится раздражительным, если по каким-то причинам не удалось соблюсти «ритуал». Тревожным знаком здесь становится осознание факта: «Я не представляю свободный день без пива, водки или вина».
Кроме того, порой люди продолжают социально функционировать, но начинают «лечить себя алкоголем», чтобы держаться на плаву. Речь идет о ситуациях острого или затяжного стресса, депрессивных состояниях. Не имея желания или возможности обратиться к специалистам, человек начинает употреблять алкоголь для облегчения переживаний. По схожему принципу спиртные напитки используются при сложностях личностного характера, например, неуверенности в себе.
Еще одно смежное понятие — это «умеренное потребление». Здесь человек уже осознает, что алкоголь может стать (или становится) проблемой и ставит себе допустимые границы нормы. С одной стороны, подобная цель не так страшна, как полное воздержание, поэтому иногда действительно помогает начать путь к трезвости. С другой — есть риск, что аддикция будет развиваться под прикрытием иллюзии «я все контролирую». Кроме того, в этом случае остаются не выяснены первопричины того, что алкоголь стал копинг-стратегией, а значит есть риск вернуться к употреблению.