Битва за трубу: почему владелец «Тольяттиазота» обвиняет «Уралхим» в использовании «методов из 90-х»
Длящийся более десятилетия корпоративный конфликт между принадлежащим Сергею Махлаю «Тольяттиазотом» (ТоАЗ) и его миноритарием «Уралхимом» Дмитрия Мазепина вспыхнул с новой силой. Перед Новым годом Росимущество выставило на продажу арестованные акции компании «Трансаммиак», через которую продукция ТоАЗа идет на экспорт. Тольяттинский суд наложил на продажу акций запрет. На ТоАЗе происходящее называют «продолжением рейдерской атаки».
21 декабря 2020 года на сайте для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru появилось объявление, что компания «Инторгинвест» собирает заявки на покупку акций «Трансаммиака».
«Трансаммиак» владеет продуктопроводом «Тольятти-Одесса», по которому продукция ТоАЗ, принадлежащего Сергею Махлаю, поставляется на экспорт. «Тольяттиазот» входит в десятку крупнейших производителей аммиака в мире. В 2020 году через трубопровод «Тольятти — Одесса» «Трансаммиака» ТоАЗ прокачал 2 355 000 тонн (из произведенных 3 млн). Акции «Трансаммиака» были арестованы в декабре 2020 года по решению Басманного суда.
Конкурс по продаже акций «Трансамииака« со стартовой ценой 947,8 млн рублей должен был состояться 25 января. 5 563 658 акций, что составляет 93,8% капитала, Росимущество выставило на продажу, выполняя постановление судебного пристава-исполнителя, а тот в свою очередь действовал на основании решения Комсомольского районного суда города Тольятти, которое было вынесено еще в июле 2019 года. Тогда судья удовлетворил гражданский иск компании «Уралхим», которой владеет бывший участник списка Forbes Дмитрий Мазепин, к владельцам «Тольяттиазота» и хозяевам фирмы-посредника, через которую продукция шла на экспорт, Nitrochem Distribution AG, на общую сумму в 87,7 млрд рублей. Из них «Уралхиму» как миноритарию ТоАЗ причиталось 10 млрд рублей. Чтобы найти деньги, пришлось выставлять на продажу имущество связанной, как счел суд, с ТоАЗ компании.
12 января на сайте «Трансаммиака» появилось срочное заявление. Оно предупреждало возможных покупателей акций предприятия, что приговор суда, на основании которого продаются акции, «выполнен с нарушением норм материального и процессуального права» и может быть отменен в кассации, а оценка «Трансаммиака» занижена. Претендентам предлагалось подумать о последствиях.
В тот же день судья Центрального района Тольятти временно, до вынесения окончательного решения, своим определением (есть в распоряжении Forbes) запретила проводить торги. Она согласилась с истцом, — «Трансаммиаком» — что есть риск продажи по заниженной стоимости. Истец представил мнение оценочной компании Swiss Appraisal Russia and CIS, считающей, что реальная цена акций составляет 2,57 млрд рублей (почти в три раза выше стартовой цены, установленной на конкурсе). В суде Forbes подтвердили подлинность определения. Аналитик «Финама» Алексей Калачев сказал Forbes, что он бы «оценил «Трансаммиак» в 2,5-3 млрд рублей, если не больше».
«Это продолжение рейдерского захвата со стороны господина Мазепина, — сказал Forbes Сергей Махлай. — Я-то думал, что 90-е годы закончились, а они, оказывается, вернулись, и теми же незаконными методами они успешное предприятие пытаются прикарманить забесплатно».
«Судом установлено, что «Трансаммиаком» через компании-ширмы владеет Сергей Махлай, с которого вступившим в силу приговором постановлено взыскать сумму ущерба, — отвечают в «Уралхиме». — Организация конкурса на продажу имущества должника по гражданскому иску — это общеизвестная, предусмотренная законом процедура обращения взыскания в случае, если должник не исполняет обязательство добровольно, а кроме того важно понимать, что преимущественная часть средств, полученная таким образом, предназначена для компенсации вреда, причиненного самому предприятию «Тольяттиазот» мошенническими действиями его бенефициаров, а «Уралхиму» причитается лишь чуть более 11% суммы ущерба».