«Неоднозначная репутация может покупателя отпугнуть»: как Алексей Тулупов зарабатывает и на продаже элитного жилья, и на хлебе
Когда-то Алексей Тулупов был партнером Сергея Гордеева в компании «Росбилдинг», которая прославилась недружественными поглощениями предприятий. Одно из них, хлебокомбинат «Коломенский», теперь приносит ему 12 млрд рублей в год.
Из окон кабинета Алексея Тулупова открывается вид на Кремль. Продажи элитной недвижимости в знаковых местах столицы приносят его компании Sminex 10-11 млрд рублей выручки в год. Пентхаус в построенном Sminex доме «Реномэ» на месте одноименной кондитерской фабрики в Тверском районе выставлен на продажу за 143 млн рублей, причем это единственный лот, оставшийся в этом доме нераспроданным.
За свою историю Sminex реализовал 16 проектов. Осенью стартовал «Лаврушинский» в Толмачевском переулке возле Третьяковской галереи — название, как часто бывает у Sminex, отсылает к истории места: по соседству расположен знаменитый «Дом в Лаврушинском», где жили писатели Борис Пастернак, Лев Кассиль, Юрий Олеши и другие. «Доля Sminex на рынке элитной и премиальной недвижимости составляет около 7,5%», — говорит директор департамента жилой недвижимости Colliers International Кирилл Голышев.
«Люди не меняют квартиры так часто, как телефоны или машины, поэтому трудно говорить, что кто-то купит квартиру в доме Sminex только из-за бренда, — говорит Тулупов. — Зато неоднозначно высокая репутация застройщика может покупателя отпугнуть». Про «Росбилдинг» он, похоже, забыл. У Тулупова репутация вникающего в оперативное управление акционера. «То, чем славится Sminex, например, планировки — во многом его заслуга», — говорит Голышев.
Но то, что могло бы выглядеть как хобби состоятельного девелопера, неожиданно оказалось крупным куском пирога. «Хлебный бизнес очень интересный, — рассказывает Тулупов. — К сожалению, я не могу уделять ему все свое внимание».
Скупкой промышленных предприятий и советских универмагов в Москве занимались многие участники списка Forbes, «Росбилдинг» просто был первым и самым ярким игроком. В январе 2007 года Сергей Гордеев и Алексей Тулупов закрыли компанию, в декабре Тулупов приобрел тот самый комбинат «Коломенский», которому не суждено было стать бизнес-центром или люксовым отелем. Forbes рассказывает историю необычного девелопера и хлебопромышленника Алексея Тулупова.
«Мы делили деньги»
«Принципиальным моментом является четкое разделение сделок по слияниям и поглощениям на законные и криминальные», — говорил Тулупов в интервью «Коммерсанту» в 2006 году. «Росбилдинг», говорит он сейчас, всегда действовал в рамках закона, а когда на рынке M&A стало много криминала, партнеры закрыли компанию. В начале 2000-х у Гордеева и Тулупова была репутация очень активных скупщиков московских предприятий. Мэр Москвы Юрий Лужков рассказывал корреспонденту «Коммерсанта» Андрею Колесникову, как якобы удержал «Росбилдинг» от увольнения 900 женщин с закрытой фабрики.
Через «Росбилдинг» прошли десятки объектов — например, завод игрушек «Кругозор» или универмаг «Бухарест». Часть была переделана в торговые и офисные центры и после серий перепродаж входят, например, в портфель коммерческой недвижимости Михаила и Саит-Салама Гуцериевых. В январе 2007 года партнеры закрыли «Росбилдинг». Как проходил раздел активов? «Мы не делили активы, мы делили деньги», — коротко отвечает Алексей Тулупов. «Секрет фирмы» писал, что на долю Тулупова пришлось $300 млн, сам он эту цифру не комментирует.