«Технокопы» против Трампа: как IT-компании стали крупными политическими игроками
Любая цензура, в том числе и цифровая, имеет долгосрочные негативные последствия для общества. Превращая в маргиналов большие группы граждан, цензоры не заставят их переменить свое мнение, зато могут ожесточить, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин
Среди новых терминов 2021 года уже можно отметить «tech cops» (технокопы) и «digital pariahs» (цифровые парии). Первые — это крупнейшие технологические монополии, выступающие в роли цензоров не только своих экосистем, но и всех экосистем, которые от них зависят. Вторые — это любые несогласные с их политикой, не укладывающиеся в рамки общепринятого и легализованного общественного мнения.
Сейчас все обсуждают заблокированного практически во всех соцсетях Дональда Трампа и превращение в цифрового парию соцсети Parler, куда переходили многие сторонники уходящего президента США. Подобные истории, пусть и не такого масштаба, уже случались, и дальше их будет только больше. Есть как минимум три подхода к оценке происходящего, каждый из которых может быть верным.
Новая цифровая цензура
Сетевая цензура — это не новое явление. Она существовала и существует много лет и в разных странах. Авторитарные правительства блокируют нежелательный им контент, а в развитых странах цензуру оправдывают необходимостью защиты авторских прав, борьбой с религиозным экстремизмом и терроризмом, мошенниками и хакерами и множеством других причин. Однако долгое время аполитичность была неотъемлемой характеристикой сферы IT. Социальные сети хотя и использовались для пропаганды тех или иных политических взглядов (а в демократических странах — и непосредственно в ходе политической борьбы), но до последнего времени они не выступали в роли жестких политических цензоров.
Блокировку аккаунтов Трампа и отключение социальной сети Parler от цифровой инфраструктуры можно назвать цифровой цензурой. Отключив мобильные приложения Parler от экосистем Google и Apple, изгнав Parler с хостинга Amazon, разделегировав домен сети, компании, владеющие сетевой и информационной инфраструктурой, выступили в роли технологической полиции. Отчасти это происходит под давлением общественного мнения, но в то же время выглядит как демонстрация власти и как месть Дональду Трампу за начатые при нем антимонопольные расследования против крупнейших цифровых корпораций. Также