Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки
Философия общества потребления заставляет нас в темпе спринтера зарабатывать и тратить деньги, снова зарабатывать… Кажется, что этот бег по кругу не закончится никогда. Как вырваться из-под власти вещей и почему нам так нравится покупать «воображаемые продукты»?

Мир шопинга манит нас новинками, привлекает брендами, очаровывает обещанием красивой жизни. И если для одних покупки остаются в зоне «рацио», то другие попадают в ловушку эмоционального потребления. По данным исследований НИУ ВШЭ, 25% россиян используют шопинг как средство от тревоги и депрессии, 20% поддаются импульсивному желанию купить что-то, а 10% склонны панически реагировать на новости и тут же отправляться на маркетплейс или в торговый центр.
Как получать удовольствие от покупок, но не впадать в крайности? Найти «золотую середину» нам помогут психотерапевт Марк Сандомирский и психолог, специалист по финансовому коучингу Вероника Коштаева.
Почему мы попадаем в ловушку эмоционального потребления
Шопоголизм или шопингомания, она же ониомания, — парадоксальная примета нашего времени. С одной стороны, эта проблема есть, а с другой — ее нет. Она не отмечена в Международной классификации болезней МКБ-10, однако распространяется со скоростью социальной эпидемии, замечает психотерапевт Марк Сандомирский. Что происходит с теми из нас, кто раз за разом бесконтрольно наполняет корзину в супермаркете или на маркетплейсе?
«Люди, склонные к эмоциональному потреблению, теряют контроль над своими поступками. В момент покупки их сознание сужено, ими управляют „детские“ эмоции. С помощью вещей они стремятся закрыть дефицит любви, сформировавшийся в детстве, — как любви и внимания от других, так и любви к себе. Они покупают, чтобы снять напряжение и успокоиться, испытывая при этом наивное удовольствие, превращая шопинг в игру: важны не покупки сами по себе, а их использование для управления эмоциональным состоянием», — поясняет психотерапевт.