«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей
Социальные сети становятся не только платформой для обмена опытом, но и мощным инструментом навязывания трендов — таких как «бежевое родительство» — концепции минимализма, продвигающей «незаметные» и неброские цвета в интерьере и детской одежде. Оно же создает очередной образ идеального родительства, нередко порождая чувство вины и недостаточности. Forbes Life разбирается, как тренды из соцсетей влияют на родительские практики и почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс и тревогу.
С наступлением новогодних праздников люди наряжают елки и украшают дома, нередко вдохновляясь декорациями знаменитостей. Еще год назад Ким Кардашьян привлекла внимание своим бело-бежевым новогодним декором. Елки, гирлянды, венки, ванные комнаты, даже подсветка парковки, а также одежда членов семьи — нейтральных оттенков. Это вызвало споры: одни критиковали ее выбор как холодный и лишенный индивидуальности, упрекая «бежевую маму» в «украденном у семьи Рождестве», а другие называли ее стиль элегантным и экологичным.
История так бы и осталась очередной сетевой «битвой мнений», если бы не привлекла внимание к более широкому вопросу: влияние социальных сетей на дизайн детских интерьеров и одежды, и обсуждение так называемого «бежевого родительства».
Под «бежевым родительством» понимается стиль, который сочетает в себе минимализм, нейтральные тона и упрощенную эстетику, где акцент делается на спокойствие, сдержанность и функциональность. В контексте воспитания и домашнего пространства «бежевое родительство» отражает стремление к гармонии и порядку, что, на первый взгляд, может казаться идеальным подходом для семьи. Однако возникает вопрос, действительно ли «нейтральная» эстетика так полезна для развития ребенка? Или это очередной тренд, в который невозможно не попасть, следуя за множеством «рекомендаций» и «норм» социальных медиа?
«Беж» и «антибеж»: битва мнений
Автор блога «Sad Beige» исследователь тем, связанных с материнством Хэйли ДеРоше говорит, что, хотим мы того или нет, но социальные сети (и модные бренды вроде The Row) уже «подсадили» сотни тысяч фолловеров на Sad Beige («скучный бежевый») тренд, а родителей вроде Кардашьян стали называть «Sad Beige Moms» (от англ. скучные бежевые мамы).
Статистика запросов показывает, что интерес к «бежевым мамам» (и детям) пока не снижается. В ноябре 2024 года он вырос ещена 8%. Но тренд не будет трендом, если приживется и останется навсегда: модным течениям приходится сменять друг друга (это выгодно и маркетологам, и создателям цифрового контента). Так, тиктокерша Рейчел Паркер заявила, что еще недавно и сама увлекалась «бежевым», потому что он всем нравился, но теперь они с мужем купили дом, и там собираются реализовать концепцию «антибеж». Она опубликовала видео ремонта в TikTok, его посмотрели уже более 5 млн человек.
Выбор цвета — вопрос вкуса, но родители и психологи задаются вопросом: не мешают ли соцсети адекватному развитию детей, подменяя заботу о них навязыванием трендов по хэштегам? «С одной стороны, соцсети могут помогать родителям в воспитании детей, но, с другой, они усиливают давление и ожидания, порождаемые сегодняшней культурой «интенсивного» родительства», — считает Кэти Дэвис (Katie Davis), автор книги «Дети технологии: роль социальных медиа в развитии и взрослении ребенка».
Похоже, чтобы узнать в какой цвет покрасить комнату младенцу, придется ждать пока он вырастет, чтобы спросить его самого. Эмоциональные переживания человека, вызванные восприятием цвета, субъективны: один человек имеет обостренное цветовосприятие, другой «равноценно воспринимает и картину природы, и ее черно-белую фотографию», отмечает профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии Николай Серов в своей книге «Символика цвета».То есть: многие из тех, кто следует цветовым трендам, могут даже не получать удовольствия от предложенной палитры.
Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Татьяна Куликова говорит Forbes Life, что цвет играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка: мозг активно реагирует на зрительные стимулы, и каждый цвет влияет на различные аспекты восприятия и обучения. Когда ребенок находится в среде, где преобладают нейтральные цвета, его мозг не получает достаточной стимуляции для полноценного развития. «Бежевое родительство» может быть частью гармоничной среды, считает Татьяна Куликова, но детям необходимо больше, чем спокойная палитра: яркие цвета стимулируют любопытство, развитие и эмоциональную гибкость. «Избыточное использование нейтральных оттенков может ограничивать развитие», — предупреждает психолог.