Без интернатов: как социализация помогает детям с инвалидностью стать частью общества
Социализация и включенность в общественную жизнь не только позволяют детям с инвалидностью получить необходимые навыки, но и дают возможность их родителям сделать перерыв в бесконечной заботе об их потребностях. Но главное — все это помогает ребенку остаться в семье и избежать попадания в психоневрологический интернат. Директор фонда «Образ жизни» Елена Береговая рассказывает, кто и как в России занимается социализацией детей с инвалидностью.
В 2022 году в России насчитывалось более 11 млн людей с инвалидностью, 729 тысяч из них — дети. Эта цифра с каждым годом только растет, поэтому вопросы социальной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья становятся все более актуальными. Общая численность родных и близких, вовлеченных в проблему, оценивается не менее чем в 5 млн человек.
Разработка проектов, альтернативных интернатному содержанию, ведется в стране с 1995 года. Важной мерой поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью, стали центры дневной занятости, которые открываются благодаря совместным усилиям некоммерческих организаций (НКО), родительских ассоциаций и государства.
В 2021 году благотворительный фонд «Образ жизни», основываясь на опыте работы с людьми, проживающими в психоневрологических интернатах (ПНИ), открыл центр дневной занятости для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дом под солнцем». Занятия в центре строятся на разработанном сотрудниками модульном подходе, направленном на решение задачи развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преодоления социальной изоляции.
В центре по итогам психолого-педагогической консультации для каждого ребенка разрабатывается индивидуальное расписание занятий, учитывающее его особенности и потребности. Они помогают людям с особенностями развития чувствовать себя нужными и активными, создают условия для формирования навыков, позволяющих прийти к возможности жить самостоятельно или с минимальным сопровождением специалистов. В настоящее время в центре получает помощь 83 семьи.
В целом после посещения центров дневной занятости стремление «к сотрудничеству» и «взаимности» в семьях возрастает у 43,3% родителей. Они становятся более заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помогать, высоко оценивая его интеллектуальные и творческие успехи, испытывают чувство гордости , поощряют инициативу и самостоятельность.
Снижается уровень излишнего «авторитаризма» опекающих взрослых — с 84% до 74%, позволяя выстроить адекватную эмоциональную дистанцию с ребенком и создать ему условия, чтобы он мог заниматься чем-то самостоятельно. Плюс ко всему центры оказывают большое влияние на взаимодействие с обществом. Занимаясь социализацией, они решают еще одну важную задачу — коррекцию девиантного поведения.
До появления программ отсутствие доступной информации и поддержки становилось проблемой для родителей детей-инвалидов не только в сфере семейных отношений. Все это сопровождалось и негативной реакцией окружающих. Поездка в автобусе, поход за продуктами в торговый центр, посещение кино и театра становились практически недоступны, ведь спрогнозировать поведение не привыкшего к большому количеству людей ребенка в обществе невозможно. Поэтому выходы в свет часто сопровождаются срывами, криками и истериками. Присутствие в центрах команды педагогов, сопровождающего персонала, волонтеров, занятия в группах с другими детьми, постоянство открытых инклюзивных мероприятий становятся хорошей профилактикой этого вопроса.