Бесславные ублюдки: самые уродливые танки, созданные за всю историю вооружений
За свою почти столетнюю историю танкостроение породило немало диковинных экспериментальных агрегатов. Им не досталось славы Т-34 или «Абрамсов». Они были уродливы. Их не выпускали серийно. Тем интереснее их разглядывать!
Никого не удивишь сегодня концепт-карами: они давно и надежно оккупировали самые престижные места на автосалонах. А как тебе концепт-танки? Никогда о таких не слышал? Ну еще бы! Ведь даже в нынешнем сугубо рыночном мире прототипы новых боевых машин военные прячут за высокими заборами с колючей проволокой, а на выставки вооружений попадает обкатанный, а потому не самый свежий товар. Все это объясняется секретностью. Но, может быть, дело в чем-то другом?
Возможно, разработчики особенно авангардных экземпляров слегка стесняются своих бронированных детищ? Ведь они порой бывают ну очень экстравагантными. Гражданскому человеку долго пришлось бы объяснять, зачем на такую штуку потрачены деньги налогоплательщиков. Как бы то ни было, сегодня у нас в программе концепт-танки — от Первой мировой до наших дней.
Но дело не только в деньгах налогоплательщиков. Престиж страны ведь тоже чего-то стоит! Калифорнийский инженер Кларенс Лео Бест, владевший фирмой по производству сельскохозяйственных тракторов под маркой Tracklayer, прекрасно это понимал. Ближе к победному для Антанты финалу Первой мировой войны он решил, что негоже родной Америке отставать от продвинутых европейских стран. Надо и в отечестве своем тоже танк придумать. Благо все предпосылки для этого налицо: его отец Дэниел Бест вместе с Бенджамином Холтом (они создали позднее знаменитую компанию Caterpillar) изобрели гусеничный движитель, а оснащенный им трактор CLB с 75-сильным бензиновым мотором в 1913 году стал первой машиной, выпущенной под брендом Tracklayer.
Оставалось только заинтересовать военных новым проектом, а потом получить от них деньги, на которые покрыть трактор броней и вооружить. В итоге смелых опытов Кларенса в 1917 году Североамериканские Соединенные Штаты пополнили боевой арсенал Национальной гвардии странной машиной, словно сошедшей со страниц фантастических романов Жюля Верна.
Вооруженный пулеметом танк весил 15 тонн и мог послужить прекрасным примером того, как не надо делать танки. В Европе к тому времени уже серийно строились существенно менее футуристические, но много более боеспособные конструкции.
Впрочем, бывают и настолько интересные задачи, что созданные для их решения монстры и монстрики выглядят необычно именно из-за специфики своего назначения.
Оправившаяся после потерь Версальского мира Германия очень хотела наказать своих обидчиков — Францию и Англию. И если против Франции имелся старый добрый план Шлиффена, то добраться до Британских островов в 1935-м было ничуть не легче, чем в 1915-м. То есть добраться-то было можно, но как высадиться на берег с тяжелой военной техникой? К 1940 году сумрачный германский гений материализовал в металле систему «плавающий тягач — плавающий прицеп», которую назвали Land-Wasser-Schlepper — «земноводный трактор».
«Ландвассершлеппер» тащил за собой по суше и воде понтон с загруженным в него танком или пушкой, экипаж сухопутной машины «плыл» на борту самого LWS. После выезда на берег танк выкатывался из понтона и шел в бой, а трактор отправлялся в следующий рейс.
Все бы ничего, но отсутствие брони делало систему уязвимой, а связка «буксир — баржа» имела очень плохую мореходность. Впрочем, проверить свою концепцию в полномасштабной морской операции против Англии немцам не довелось: почти все из 21 LWS отправились завоевывать СССР и закончили свои дни на Балтике и Черном море.
Пучок цепей с грузами вращался и со всей силы лупил по земле, нейтрализуя мины перед танком
Проблемы высадки танков на морские берега вставали не только перед немцами. Своеобразным способом решили проблему переправы танка англичане. Еще в начале 40-х годов конструктор Николас Штраусслер решил отказаться от применения надувных или складных понтонов, вместо них сделав танк частью брезентового «корабля» с бортами из раскладного водонепроницаемого экрана. Экран, крепившийся по периметру корпуса, разворачивался за счет надувавшихся сжатым воздухом резиновых трубок.
Систему назвали Duplex Drive («Двойное движение»), или просто DD, и оборудовали ею часть танков, участвовавших в высадке союзников на побережье Нормандии в 1944 году.
В числе прочих экраны из прорезиненного брезента получили и танки Sherman. «Шерманы ДД» оснащались гребным винтом с приводом от основного двигателя и могли вполне самостоятельно проплыть по морю расстояние от стоявшего на глубокой воде корабля до берега. Если, конечно, противник не успевал продырявить экран. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт, а экран складывался.