Бао Ифэн: За последние 10 лет в Китае сильно изменился круг коллекционеров — они становятся все моложе
В Шанхае проходит одна из крупнейших китайских ярмарок современного искусства ART021. Председатель правления «Ассоциации галерей» Софья Троценко поговорила с одним из ее основателей Бао Ифэном, также основателем ярмарки JINGART в Пекине и DnA SHENZHEN в Шеньчжене, о коллекционировании китайского искусства и азиатском арт-рынке
Ваша карьера была связана с индустрией предметов роскоши, а позже вы начали работать в сфере искусства. Как произошла смена деятельности?
В 2002 году я открыл собственное PR-агентство. Тогда нашими клиентами были Louis Vuitton, Hermes, Christian Dior и другие люксовые бренды. В течение десяти лет я работал в собственной компании, а в 2013 году принял решение объединиться с более крупной организацией и до сих пор разрабатываю и провожу PR-кампании для люкс-сегмента.
За современным китайским искусством я слежу с конца 1990-х. С 1994-го каждый год на свой день рождения я покупаю одно произведение искусства китайского автора. На меня повлиял Лоренцо Хелблинг, основатель галереи ShanghART, одной из первых галерей китайского современного искусства в Китае. Кроме Лоренцо на меня повлиял Чэнь Ифэй, китайский художник, кинорежиссер и издатель. У него есть идея «большого» искусства (живопись гигантских размеров. — Прим. ред.), которое не ограничивается лишь изображением на холсте, а выходит за границы, как бы «проникает» в повседневную жизнь людей. И третий человек — моя бывшая начальница Перл Лам (участвовала в Cosmoscow в 2021 году. — Прим. ред.), очень успешная галеристка и коллекционер. С ней я работал около восьми лет, что позволило мне погрузится в международную дизайнерскую и арт-среду.
В 2013 году у меня появился шанс стать соучредителем ART021 вместе с двумя деловыми партнерами, Кайли Ин и Дэвидом Чау. Сначала мы хотели создать платформу для привлечения международных клиентов в Китай. А в 2012 году отменилась ярмарка современного искусства SH Contemporary, которая была основана итальянской компанией BolognaFiere и проходила в Китае почти десять лет. Это стало отправной точкой, за три месяца мы нашли спонсора, площадку, пригласили 29 галерей и провели первую ярмарку. Мы выбрали для нее старинное здание банка. Мероприятие прошло с большим успехом, и с того момента мы провели одиннадцать ярмарок, а в прошлом году отпраздновали 10-летие ART021.
Три месяца для подготовки ярмарки — впечатляет. Как вам удалось уложиться в столь короткий срок?
Сначала мы отправили предложение тем галереям, с которыми уже сотрудничали, у которых покупали работы ранее. У меня есть опыт в организации мероприятий — последние 10–20 лет я готовил крупные события для люксовых брендов. У Кайли есть опыт продаж рекламы и поиска спонсоров, она работала с журналом Vogue Китай и в одном из очень престижных китайских СМИ Modern Weekly. А Дэвид — состоявшийся коллекционер и клиент международных галерей. Я бы не сказал, что эта подготовка ярмарки далась нам легко, но галеристы были уверены в нашем проекте, а мы старались изо всех сил и хотели сделать что-то новое.