Лунный путь Китая: большая гонка-2
Мы уже дважды обращались к теме будущих экспедиций людей на Луну, почти создав на страницах «Коммерсантъ Науки» лунный клуб. И новый тип орбит для пилотируемых полетов, и средства посадки рассматривались лишь в рамках американской программы «Артемида». Но сегодня реализуется еще одна программа высадки людей на Луну. Технологически, организационно и финансово соответствуя этой цели. И развивающаяся с методичной бульдозерной неукротимостью. Это лунная программа Китая.
Зачем Китаю Луна? Разогнав за последние десятилетия экономику, Китай может теперь обратиться к технологическим вершинам, из которых высадка человека на Луну — несомненный Эверест. Стало ясно, кто соперники во второй лунной гонке, а не просто массовка участия. Считается, что за лунными программами большое будущее. Полеты людей и базы на Луне дадут новый технологический уровень, меняющий многие сферы жизни. Эта концепция не раз проверена практикой — от автомобилей и реактивной авиации до ракетной и космической техники.
Пилигримы Чанъэ
Космическая деятельность Китая сильно расширилась за последние годы. К Луне полетели автоматические станции, названные «Чанъэ» в честь китайской богини Луны. «Чанъэ-1» (2007, здесь и далее год запуска) и «Чанъэ-2» (2010) — чисто орбитальные станции, успешно отработавшие на окололунных орбитах. «Чанъэ-3» (2014) успешно выполнила мягкую посадку на Луну — впервые для Китая и первую за 37 лет с посадки советской «Луны-24» в 1976 году. Так Китай стал третьей страной Земли, посадившей аппарат на Луну. «Чанъэ-3» не только начала китайские прилунения, но и привезла луноход «Юйту».
Следующая «Чанъэ-4» (2018) принесла результаты класса «впервые в истории»: она села на обратной стороне Луны, доставив туда луноход «Юйту-2». В эту экспедицию вошел и ретрансляционный спутник «Цюэцяо», запущенный отдельной ракетой на гало-орбиту вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля—Луна в 65 тыс. км за Луной. Отметим этот новый элемент китайских лунных запусков: миссия отправилась двумя ракетами. Такая баллистическая схема полета к Луне ранее не применялась; она легла в основу пилотируемой лунной программы.
Так Китай отработал комплексное трехэлементное присутствие на Луне: орбитальная станция, посадочный модуль и луноход, составляющие одну экспедицию. Этот формат выбран и японской программой с эмиратским луноходом; но от него осталась лишь орбитальная часть: посадочная разбилась в ходе прилунения.
На этом Китай не остановился: «Чанъэ-5» (2020) после посадки собрала (в том числе бурением) 1,7 кг лунного грунта и доставила его на Землю. Миссия стала самой сложной композиционно: на орбите ожидали орбитальный и возвращаемый на Землю модуль, а на Луну опустились посадочный и взлетный модули. Последний поднялся с Луны с образцами грунта и впервые на окололунной орбите автоматически состыковался с орбитальным сегментом. Грунт был перемещен в возвращаемый модуль, который отделился от орбитального и отправился к Земле, позже войдя в атмосферу и выполнив мягкое приземление. Так Китай стал третьей страной, доставившей лунный грунт на Землю.
Главная лунная гонка
Она разворачивается в другом формате, с главным элементом — человеком. Это иной уровень, требующий обитаемой космической техники, лунных скафандров и транспорта, сверхтяжелых ракет и особой надежности всей программы. А также сильного национального космического агентства, дееспособной космической отрасли и мощного многолетнего финансирования. Китай заявил о своем участии в этой высшей категории, озвучив пилотируемую программу высадки на Луну.
Освоение Луны включает не только технологические направления. Правовые аспекты поселений на Луне и разработки ее ресурсов будут развиваться вместе с защитой этих прав, в том числе силовыми средствами. Это вопросы размещения и эффективности работы, например, оружейных систем. Здесь тема освоения Луны разливается в возможных приложениях так широко, что проще пока отложить обзор этих направлений.
О начале китайской программы отправки людей на Луну до конца десятилетия заявил заместитель директора Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) Линь Сицян. Он озвучил это 29 мая на главном китайском космодроме Цзюцюань («китайском Байконуре», откуда уходят в космос все пилотируемые полеты Китая) перед запуском пилотируемого корабля «Шэньчжоу-16» на космическую станцию «Тяньгун».
«Для достижения этой цели CMSA приступило к планированию, исследованиям и строительным работам на базе предыдущих ключевых технических достижений и проверок решений. Лунная программа включает проведение научных исследований Луны и связанных с ними технологических экспериментов, освоение ключевых технологий полетов экипажей на Луну и обратно, краткосрочное пребывание на поверхности Луны и совместные исследования человека и робота. А также выполнение таких элементов, как посадка, передвижение, отбор проб, исследования и возвращение, чтобы иметь независимую возможность исследования Луны людьми,— сказал Линь.— Это включает разработку пилотируемой ракетыносителя нового поколения „Чанчжэн-10“, пилотируемого космического корабля нового поколения, лунного посадочного модуля, лунного скафандра и других космических средств. Также ведутся работы по созданию новой стартовой площадки и испытаниям стартового комплекса».
Линь Сицян озвучил и схематичный план посадки с экипажем: шестичасовое пребывание двух тайконавтов на поверхности Луны, еще один член экипажа остается на окололунной орбите. В этом легко узнается отработанная схема лунных экспедиций программы «Аполлон».
Предварительный план отправки двух китайских космонавтов на Луну для выполнения научных задач и сбора образцов представил заместитель главного конструктора CMSA Чжан Хайлянь в июле на 9-м международном коммерческом аэрокосмическом форуме в городе Ухань. План включает запуск пилотируемого корабля и лунного посадочного сегмента новыми ракетами «Чанчжэн-10». Корабль с экипажем из трех человек и посадочный модуль сближаются и стыкуются на окололунной орбите перед посадкой на Луну.
Далее повторяется схема «Аполлонов»: двое спускаются на Луну, один остается в орбитальном модуле. Посещение завершается взлетом тайконавтов с Луны, стыковкой с орбитальным модулем и стартом всего экипажа с окололунной орбиты к Земле. Прибытие домой тоже повторяет полеты «Аполлонов» — вход в атмосферу сразу с траектории возвращения с большой скоростью.