Шедевр или провал: что говорят критики о фильме «Наполеон»
В мировой прокат выходит фильм Ридли Скотта «Наполеон», где главную роль сыграл Хоакин Феникс. Картина вызвала неоднозначную реакцию у иностранных кинокритиков. «Сноб» рассказывает о том, что пишут о самой громкой премьере этой осени
22 ноября в мировой прокат выходит фильм Ридли Скотта «Наполеон», рассказывающий о жизни французского императора Бонапарта, его пути к власти и взаимоотношениях с супругой Жозефиной. В соцсетях и на сайтах онлайн-изданий, например The Guardian и The Variety, появились первые рецензии: некоторые критики хвалят премьеру, отмечая хорошую игру актеров и динамичное развитие сюжета, а некоторые упрекают режиссера в вольной интерпретации истории.
О чем новый фильм Ридли Скотта
Фильм «Наполеон» — одна из наиболее амбициозных и глобальных работ Ридли Скотта. Картина с хронометражем в два с половиной часа, впечатляющими спецэффектами и масштабными сценами сражений была снята всего за 61 день. В главной роли — Хоакин Феникс, который уже работал со Скоттом на съемках «Гладиатора». Режиссер признавался, что ни минуты не сомневался, что именно Хоакин должен сыграть великого французского полководца: «Я смотрю на него и думаю: „Этот маленький демон и есть Наполеон. Он даже выглядит так же“». В интервью журналу Empire Ридли Скотт также заявил, что у него есть «фантастическая» версия фильма, длящаяся почти четыре с половиной часа. В ней запечатлены «некоторые из самых интересных моментов» из жизни императора, а также затронута история Жозефины до ее встречи с будущим супругом. Режиссер надеется, что однажды сможет представить зрителям именно расширенную версию картины при поддержке сервиса Apple, который финансировал съемки.
По словам Скотта, ему не давала покоя мысль об одержимости Наполеона Жозефиной, которая была чем-то вроде ахиллесовой пяты бесстрашного воина. А вот будущую императрицу великий полководец привлекал лишь богатством и властью. Режиссер постарался подойти к изображению Наполеона реалистично, представив его не столько героем, сколько самоуверенным невротиком, стремительно превращающимся в диктатора. Зрители смогут увидеть упоенного успехом полководца на поле боя: особый акцент был сделан на битвах при Аустерлице и Ватерлоо, причем съемочная группа постаралась сделать эпизоды со сражениями как можно более правдоподобными. Например, режиссер пригласил на съемки одного из сражений около 800 актеров массовки и тщательно следил за единообразием их обмундирования.
Мнения киноэкспертов, посмотревших фильм до официальной премьеры, разнятся. Критики делятся на два лагеря: в первом находятся американцы и англичане, высоко оценившие масштаб работы Ридли Скотта, во втором — французы, которым интерпретация их истории показалась почти оскорбительной. В материале The Guardian подмечено, что англоязычная и французская аудитория по-разному воспринимает образ Наполеона: для первых это кровожадный и разжигающий войну тиран, прототип Адольфа Гитлера, а для вторых — важный герой отечественной истории, хоть и не обязательно почитаемый. Из этого противоречия рождаются разные ожидания и взгляды на кинокартину Скотта.