Байки из дзота. Кто такие панфиловцы, от чего умер Гастелло и как звали Матросова
Подвиг их неизвестен. Но имя их бессмертно!
Герои нашего детства
Герои — это ценное движимое имущество любой идеологии. Но с реальными героями много хлопот — то они говорят что-то провокационное, то напиваются, то вообще — эмигрируют. Поэтому власть всегда предпочитала героев мертвых. А еще лучше — тех, которые никогда и не были живыми.
Гастелло, Матросов, 28 панфиловцев — эти образы знакомы с детства всем. Даже если мы ими и не гордились, то испытывали к ним определенное уважение — как к серьезным экстремалам. И что же? Оказалось, многие из этих доблестных защитников нашего отечества вышли из страны сказок и фантазий — точь-в-точь как и другие любимые герои: Чебурашка, кот Леопольд…
«Огненный комок самолета»
Газета «Правда» от 10 июля 1941 года. Авторы — военные корреспонденты П. Павленко и П. Крылов: «И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика.
Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя».
«На гробах летаем»
На это людоедское произведение журналистского искусства народ среагировал, как на эротический триллер. Этому способствовали и прекрасная итальянская фамилия крылатого воина, и его красота (парень был очень хорош собой) и описание его смерти, возбуждающее садомазохистские струнки…
Хотя, на самом деле, с реальностью этот эпос-опус контактирует очень слабо. Необычная фамилия Гастелло не имеет к Италии никакого отношения. Отец Николая, Франц Гастыло, приехал в Москву из Белоруссии, устроился работать на литейный завод и поменял свою фамилию на более благозвучную — Гастелло.
Будущий герой родился 26 апреля 1907 года. Учился в Сокольническом мужском училище, работал учеником столяра, затем слесарем на паровозоремонтном заводе, вступил в ВКП(б) — классическая для этих лет пролетарская биография. В 1932 году партия направляет Гастелло в 11-е Луганское летное училище, откуда через полтора года он выходит летчиком самолета ДБ-3Ф. Боевое крещение получил в боях под Халхин-Голом в 1939 году, затем участвовал в войне с Финляндией.
В первые же дни войны советская авиация понесла тяжелейшие потери. Большинство истребителей были уничтожены, даже не успев подняться в воздух. Этим объясняется то, что 26 июня эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3Ф, которой командовал Гастелло, была брошена против прорвавшегося противника на участке Молодечно-Радошковичи.
Самолеты ДБ-3Ф были предназначены для совершенно других целей. Это дальние бомбардировщики, созданные для полетов в глубокий тыл противника, обладающие значительной грузоподъемностью, но легко уязвимые. Их задача — ковровые бомбардировки с большой высоты, где их не могла бы достать артиллерия врага.
Так, 8 августа 1941 года, когда наши войска беспорядочно отступали по всем фронтам, эскадрилья из 15 ДБ-3Ф под командованием полковника Преображенского нанесла бомбовый удар по Берлину. На борту каждого самолета находилось по 800 килограмм авиабомб. Но для прицельной бомбардировки колонн бронетехники ДБ-3Ф приходилось спускаться как можно ниже, и большие самолеты становились легкой мишенью для артиллерийского огня с земли.
В одном из сражений под Радошковичами было уничтожено 15 советских боевых машин! Потери были огромны. В отношении участия ДБ-3Ф в бомбардировках наступающих немецких частей оправдались слова наркома ВВС Павла Рычагова, сказанные им Сталину: «На гробах летаем!»
Неувязки
Экипаж самолета, которым командовал Гастелло, состоял из четырех человек. Кроме командира, в него входили стрелки-бомбардиры лейтенант Бурденюк и лейтенант Скоробогатый и стрелок-радист младший сержант Калинин. Через много лет после войны кинодокументалист Анатолий Алай обнаружил в архивах список потерь 42-й авиадивизии, в составе которой находился экипаж Гастелло.
В этом списке к перечню погибших членов экипажа было сделано примечание: «Один человек из состава экипажа выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Кто — неизвестно». Но, по мнению экспертов, конструкция ТБ-3Ф такова, что первым из него может выпрыгнуть только сам командир. Это был большой знак вопроса, возникший в истории Николая Гастелло.
В 1951 году, в ознаменование 10-летия подвига, в Белоруссии на самых высоких этажах власти было принято решение расконсервировать братскую могилу, где был похоронен герой, с целью перезахоронения. Однако никакого капитана Гастелло в могиле не оказалось. Вместо него были найдены останки старшего лейтенанта Григория Реутова, стрелка-радиста из экипажа другого ДБ-3Ф, пропавшего без вести в тот же день, 26 июня 1941 года, когда погиб Гастелло.
Этим самолетом командовал капитан Александр Маслов, друг Гастелло. Его машина была подбита в том же бою. Удалось найти свидетелей, видевших, что Маслов действительно пытался совершить таран на охваченном пламенем бомбардировщике, но не дотянул до шоссе около 200 метров. Из этой неудавшейся попытки, вероятно, и возникла легенда о таране, который был приписан командиру эскадрильи Гастелло.