О чем думает убийца: как криминалисты пытались заглянуть в головы преступников от Джека-потрошителя до Чарльза Мэнсона
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга журналистки Саши Сулим «Безлюдное место» — об «ангарском маньяке» Михаиле Попкове и тех, кто смог его поймать. Forbes Woman публикует отрывок о криминальном профилировании, с помощью которого следователи создают психологический (и не только) портрет преступника
Свое первое убийство (всего их было больше семидесяти) милиционер из Ангарска Михаил Попков совершил еще в 1992 году, но поймать его удалось только через 20 лет благодаря усилиям специальной «маньячной группы» следователей. О том, как следователи шли по следу серийного убийцы и почему на это потребовалось так много времени, журналистка Саша Сулим написала несколько статей и сняла документальный фильм, а теперь в издательстве «Альпина Паблишер» выходит ее книга «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России».
Метод криминального профилирования — он предполагает, что эксперт составляет психологический портрет преступника, который, в свою очередь, позволяет сфокусировать расследование и предугадать будущие действия убийцы, — зародился еще в конце XIX века, когда в одном из районов Лондона появился преступник, быстро получивший кличку Джек Потрошитель. Его жертвами стали по меньшей мере пять секс-работниц, он перерезал им горло и вскрывал брюшную полость.
В те же годы всерьез разрабатывать научную криминалистику стал немец Ганс Гросс, который почти лет работал судебным следователем. В году он выпустил «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции», в котором обобщил приемы и средства ведения допросов, обысков, составления протоколов, сбора доказательств, а также описал быт и жаргон преступников и привел много примеров из реальных уголовных дел. После выхода книги Гросс стал профессором уголовно-исполнительного права и преподавал в нескольких университетах Европы, а в 1912 году основал в австрийском Граце Институт криминалистики — сам этот термин придумал тоже он. Гросс первым сформулировал идею о связи между местом, методом и способом совершения преступления и личностью преступника — при этом, как это часто было свойственно ученым в те годы, он широко применял в своих исследованиях расовые и этнические стереотипы, например, в его книге есть целая глава о криминальных склонностях цыган, в которой Гросс даже приписывает им специфический запах.