Режиссер Андреас Кефед — об миллиардерах, искусствоведах и арт-дилерах

РБККультура

Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах

Автор документального фильма «Утраченный Леонардо» датский режиссер Андреас Кефед рассказал «РБК Стиль» о скандальной живописной работе, проданной за $450 млн, а также об отношениях миллиардеров, искусствоведов и арт-дилеров

Марина Анциперова

756318822135882.jpg
Андреас Кефед © erika svensson / sony pictures classics / пресс-служба

В Москве проходит кинофестиваль The Artnewspaper, одной из премьер которого стала картина «Утраченный Леонардо» Андреаса Кефеда. Датский режиссер распутывает почти десятилетнюю коллизию вокруг «Спасителя мира» — самой дорогой картины в мире, проданной на аукционе Christie’s в 2017 году за рекордные $450 млн. Неизвестно, где она находится сейчас, а главное, подлинник это или одна из многочисленных реплик учеников и последователей художника (известно порядка 50 вариантов).

В 2004 году она была куплена на неизвестном аукционе за $10 тыс., затем совершила путешествие по всем главным игрокам арт-мира: над его реставрацией потрудилась профессор Нью-Йоркского института изобразительных искусств Диана Модестини и сделала это так хорошо, что работа была показана в Лондонской национальной галерее. Потом ее продал знаменитый швейцарский арт-дилер Ив Бувье бывшему владельцу «Уралкалия» Дмитрию Рыболовлеву, который потом с Ивом Бувье судился. И, наконец, картина снова оказалась продана (не без помощи глобального турне Sotheby’s и рекламной компании с участием Леонардо ДиКаприо) — уже наследному принцу Саудовской Аравии Мохаммеду бин Салману.

Фильм показывает всю эту долгую историю поэтапного и головокружительного подорожания работы, на кадрах появляются, например, офшорное арт-хранилище в аэропорту Женевы и история про политическое давление на сотрудников Лувра, которые должны были показать картину как оригинал, не будучи в этом уверены, но на выставке в музее картина так и не появилась. Все вместе смотрится на одном дыхании, и даже малоинтересные будто бы детали кухни реставраторов («границы между губами и кожей на рисунке нет — это точно Леонардо!») превращают историю в увлекательный детектив.

Вы снимали фильмы об Арабской весне, о датских фермерах и урбанистике. Правильно ли я понимаю, что вы впервые затрагиваете тему арт-рынка?

Да, это правда, это мой первый фильм об искусстве.

Как узнали обо всей этой истории со «Спасителем мира»?

Этим сюжетом мы начали заниматься в 2018 году — сразу после торгов (в ноябре 2017 году картина была продана на аукционе Christie’s за $450,3 млн при стартовой цене $100 млн). И тогда эта работа попала в мировые новости, потому что побила все мыслимые рекорды. Многие пытаясь понять, почему она ушла за настолько большие деньги, а потом стало известно, что покупателем был кронпринц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман. И этот факт еще больше разогрел всеобщее любопытство: почему принц купил ее, что он собирается с ней делать, что будет дальше?

Так картина попала на обложки всех новостных изданий — и до сих пор их не покидает. Как только о ней появляется новая информация, то «Спаситель мира» сразу оказывается во всех заголовках и газеты ставят его на первую полосу, потому что это такая отличная история, полная загадок, которая продолжает открываться с новых сторон.

756318823930794.jpg
© пресс-служба

Кстати, кто ваш любимый художник?

Мой любимый художник — не Леонардо. Мне по-настоящему нравится творчество Да Винчи уровнем мастерства и важностью в истории: это символ эпохи Возрождения и идей Возрождения. Он не просто великий живописец, он, можно сказать, олицетворяет рождение западной цивилизации. А что касается моего личного вкуса, то мне ближе модернизм. Так что я бы, пожалуй, назвал Ротко.

То есть, если бы у вас было несколько свободных сотен миллионов, вы скорее купили бы Ротко, а не Да Винчи?

Если бы у меня была сотня миллионов, я ни за что не потратил бы их на произведение искусства. Я купил бы искусство, но ни за что не стал бы тратить эту сумму только на одно произведение. На самом деле, мне кажется очень странным иметь искусство в частной собственности. Я считаю, что искусство существует для того, чтобы люди видели его и делились им, а когда оно становится настолько дорогим… Думаю, причины, побуждающие людей тратить такие деньги на искусство, меняются. Я скорее купил бы сотню произведений разных художников за небольшую часть этой цены, чем потратил бы сотню миллионов долларов на одну картину, которую нужно беречь, и поэтому ее никто не может увидеть, ведь она должна находиться в защищенном хранилище. Это безумно странно с точки зрения создания искусства и диалога вокруг произведения. Ну, а если смотреть с точки зрения хранения денег, то это, конечно, совершенно логично.

Думаю, слоганом фильма могла бы стать одна фраза из фильма «После наркотиков и проституции арт-рынок — самый нерегулируемый в мире».

Думаю, дело не только в самом рынке. Арт-рынок предлагает невероятно дорогие объекты, занимающие мало места. Их легко передавать от одного человека другому и легко хранить. Можно было бы сказать то же самое о машинах, но машина весит гораздо больше. Соотношение стоимости и веса совсем иное. То же верно для золота, но даже золото тяжелее. И бриллианты. И дело не только в весе и размере. Дело еще в том, чтобы вложить свои деньги в то, что растет в цене. В топовом сегменте годовой темп роста искусства составляет 9%, так что арт — очень хороший выбор, если вы хотите инвестировать. Особенно если вы хотите сделать это тайно, чтобы никто не мог проследить. Денежный перевод легко проследить, а с произведением искусства есть много способов скрыть, где оно находится — и там оно растет в цене тайно.

Как вы узнали об этом хранилище в аэропорту Женевы? Туда было трудно попасть? Я, честно говоря, не знала о его существовании.

На самом деле, такие места существуют во множестве стран, в Америке они тоже есть. В Делавэре есть фрипорт, который рассматривается как офшорная зона на территории США. Женевский фрипорт делает особенным тот факт, что в нем хранится невероятно ценная подборка искусства: много жителей города и людей, так или иначе связанных с Женевой, хранят там свои коллекции. Ива Бувье, который фигурирует в этой истории, делает особенным тот факт, что он очень много знает. Потому что об очень многих произведениях, находящихся в частных руках, никто на самом деле не в курсе: ни где они хранятся, ни кто их владелец. И поскольку ему принадлежит (или, по крайней мере, принадлежала) компания, которая уже сотню лет занимается транспортировкой искусства, то у него есть доля в фрипорте Женевы. А еще он обладает ценной информацией, которая сделала его выдающейся фигурой в мире фрипортов. В какой-то момент его называли королем фрипортов. А если вас называют королем чего-то, значит, что есть и другие фрипорты, и другие люди, не короли. Так что это куда более распространено, чем можно было бы подумать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
«Маска» в Березниках, или Спектакль для самого искреннего зрителя «Маска» в Березниках, или Спектакль для самого искреннего зрителя

Новой точкой в географии фестиваля «Золотая Маска» стали Березники

СНОБ
Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми

Отрывок из книги «Homo Amicus. Деловой человек в поисках друга»

Forbes
Однофотонную нелинейность реализовали при комнатной температуре Однофотонную нелинейность реализовали при комнатной температуре

Физики показали нелинейный отклик всего лишь от одного фотона

N+1
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
«Я приму внебрачных детей бывшего мужа»: Анфиса Чехова рассказала о личной жизни «Я приму внебрачных детей бывшего мужа»: Анфиса Чехова рассказала о личной жизни

Анфиса Чехова рассказала об отношениях с мужчинами

Cosmopolitan
СБПЧ записали музыкальную сказку «Потерянное зеркальце» по произведению художника Павла Пепперштейна. Публикуем текстовый фрагмент СБПЧ записали музыкальную сказку «Потерянное зеркальце» по произведению художника Павла Пепперштейна. Публикуем текстовый фрагмент

Музыкальная сказка «Потерянное зеркальце» по мотивам произведения Пепперштейна

Esquire
Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Правила жизни Джейсона Стейтема

Esquire
Разрыв шаблона Разрыв шаблона

Крокодилы оказались птицами, а киты — родственниками лошадей

Вокруг света
Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр

Стоит ли избавляться от автомобильного катализатора, какие плюсы и в чем подвох?

РБК
Черная вдова: пожилая женщина отравила мужа и трех любовников ради денег Черная вдова: пожилая женщина отравила мужа и трех любовников ради денег

Женщина, несмотря на преклонный возраст, много лет проворачивала брачные аферы

Cosmopolitan
Королева Диана Королева Диана

Отрывок из мемуаров легендарного редактора американского Vogue Дианы Вриланд

Vogue
Как стать привлекательным работодателем для поколения Z Как стать привлекательным работодателем для поколения Z

Что привлекает молодых специалистов в работодателе?

Inc.
Пышная свадьба и генетика: 10 факторов, увеличивающих вероятность развода Пышная свадьба и генетика: 10 факторов, увеличивающих вероятность развода

Какие факторы увеличивают риск того, что брак не продержится долго

Cosmopolitan
«Мне нечего скрывать» «Мне нечего скрывать»

Елизавета Моряк — о кино, цыганских корнях и любви к эротическим триллерам

OK!
Не только Линда Евангелиста! Честные истории пострадавших от криолиполиза Не только Линда Евангелиста! Честные истории пострадавших от криолиполиза

О неудачном опыте «безоперационной липосакции»

Cosmopolitan
Свободные совпадения Свободные совпадения

О русских корнях японца Рюсукэ Хамагути и его фильма «Случайность и догадка»

Weekend
Музыка света — как связаны лазеры, наночастицы и музыкальные инструменты Музыка света — как связаны лазеры, наночастицы и музыкальные инструменты

Физики открыли новый физический эффект, связанный со светом

Популярная механика
Потеря беременности: почему об этом нужно говорить Потеря беременности: почему об этом нужно говорить

Чтобы пережить горе потери беременности, нужно говорить о своих переживаниях

Psychologies
Дюжина стильных Дюжина стильных

12 человек, создавших гардероб современного мужчины

Men’s Health
Дворцовый переворот Дворцовый переворот

Двухсотлетний дом, где находится гостевой дом Villa 7

Seasons of life
«Разведенка и истеричка»: почему женщинам дают обидные прозвища? «Разведенка и истеричка»: почему женщинам дают обидные прозвища?

Почему обзывательства и ярлыки преследуют женщин на протяжении всей жизни?

Psychologies
Хвостик на контроле. Скандалы из-за «внешнего вида» школьников напоминают взрослым о базовых свободах Хвостик на контроле. Скандалы из-за «внешнего вида» школьников напоминают взрослым о базовых свободах

Школьные скандалы из-за «внешнего вида учащихся» стали нормой для начала осени

СНОБ
«До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок «До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок

Представители IT-компаний рассказали, как они готовят кадры с помощью стажировок

Inc.
Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию

Порой желаемая пластическая операция не приносит долгожданного результата

Cosmopolitan
«Разжимая кулаки»: режиссер Кира Коваленко о победе в Каннах, Балагове и Сокурове «Разжимая кулаки»: режиссер Кира Коваленко о победе в Каннах, Балагове и Сокурове

Режиссер Кира Коваленко — о том, как снимать кино на языке, которого не знаешь

Forbes
«Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном «Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном

Жительница Австралии Элли Хенсли родилась без вагины

Cosmopolitan
Китайские археологи раскопали в Саньсиндуе шесть жертвенных ям Китайские археологи раскопали в Саньсиндуе шесть жертвенных ям

Китайские археологи нашли гигантскую ритуальную маску

N+1
Как писать эротические сообщения девушке Как писать эротические сообщения девушке

Негласные правила сексуальной переписки

Maxim
История вопроса: рекрутская повинность История вопроса: рекрутская повинность

Когда появилась рекрутская повинность и выражение «забрить в солдаты»

Культура.РФ
Открыть в приложении