Хеви-метал, стадионные гимны, лебединая песня: 5 важнейших альбомов Queen
На счету Фредди Меркьюри и Queen — 15 студийных альбомов, в разной степени обласканных критиками и проданных многомиллионными тиражами. По просьбе Esquire Георгий Володин, автор телеграм-канала Shuffle Chamber, выбрал всего пять лонгплеев, значительно повлиявших на музыкальную индустрию.
Sheer Heart Attack (1974)
Самый плодотворный период пришелся на начало карьеры Queen. Дебютный одноименный альбом вышел в 1973 году, за ним в 1974-м последовали еще два: Queen II и Sheer Heart Attack. В то время команда еще не купалась в мейнстрим-славе, музыканты работали исключительно на энтузиазме и были готовы завоевывать мир.
После второго альбома под названием Queen II группа отправилась в тур, во время которого гитарист Брайан Мэй подхватил гепатит и ему чуть не ампутировали руку. Queen отменили оставшиеся концерты и вернулись в студию, чтобы записать Sheer Heart Attack — первую по-настоящему прорывную работу. Уже во время записи Мэя снова подвело здоровье — его госпитализировали с язвой. Благо он скоро выписался и вернулся в студию, чтобы дописать треки, добавив гитарные соло и бэк-вокал. Sheer Heart Attack по большей части хард-роковая пластинка. Режущие, галопирующие риффы Мэя (Stone Cold Crazy, Brighton Rock) пронизывают альбом.
Работа запоминается не только гитарными пассажами. Killer Queen — бойкий и одновременно мелодичный трек — кардинально отличается от ранних песен коллектива, и сверкает чистотой на фоне довольно тяжелой и грязной музыки Sheer Heart Attack. Элегантное соло Брайана Мэя образцово гармонирует с отчетливой ритм-секцией и мягким голосом Меркьюри. Сам Мэй называл соло своим любимым: «Это соло было большим шагом в неизвестность, и в нем есть мелодия, которая больше нигде в песне не встречается». Певица Кэти Перри отметила, что отталкивалась от Killer Queen в своем творчестве: «Эта песня заставила меня открыть для себя музыку и помогла быть собой, когда мне было 15 лет», — вспоминает она.
Queen оставили след не только в поп-музыке. В первую очередь критики говорят о влиянии ранних работ Queen на становление хеви-метала как жанра. В интервью журналу Atlas вокалист Guns N ’Roses Эксл Роуз заявил, что «Queen — величайшая группа, а Фредди Меркьюри — величайший фронтмен всех времен». Его мнение разделяет и Скотт Ян из Anthrax. Роб Хэлфорд из Judas Priest также отметил, что Фредди Меркьюри был его источником вдохновения.
Metallica (представители так называемой «большой четверки треш-метала») в 1991 записали кавер на, пожалуй, одну из самых тяжелых песен c альбома Sheer Heart Attack (и репертуара Queen) — Stone Cold Crazy. По мнению поклонников треш-метала, жанр начался именно со Stone Cold Crazy. И действительно, композиция имеет все характеристики треш-метала — тяжелый дисторшен, скачущие риффы и быстрый темп. Вокалист Metallica Джеймс Хэтфилд, как и его коллеги по «тяжелому», цеху называет Queen одним из коллективов, который повлиял на его восприятие музыки. Кстати, сам Хэтфилд исполнял Stone Cold Crazy в 1992 году в компании оставшихся участников Queen на стадионе Уэмбли, в рамках трибьют-концерта Меркьюри.
Sheer Heart Attack — своего рода шоу-рил диапазона группы, музыкальная палитра Queen. Уже тогда музыканты были визионерами, исполняли музыку, намного опережающую время, — одновременно интимную, серьезную и тяжелую.
A Night at the Opera (1975)
A Night at the Opera музыканты записывали на волне коммерческого успеха предыдущего релиза — распираемые уверенностью и амбициями, они хотели раздвинуть творческие границы шире, чем когда-либо и выпустить свой magnum opus.